03 марта 2020

Тарасова хата на Козьем болоте


Этот дом привлекает не только  шевченкианой. Построил его мещанин Иван Иванович Житницкий в 1835 году, поэтому, возможно, это одно из самых старых зданий в Киеве… Через 11 лет после окончания Петербургской академии искусств в Киев приехал Тарас Шевченко. В 1845 году он уже работал в киевской археографической комиссии, но постоянного жилья так и не нашел. Как-то случайно Шевченко встретился с приятелем Александром Афанасьевым-Чужбинским, который подал идею поселиться в доме на Козьем болоте. Помещение пришлось приятелям по душе, поэтому в доме вместе с владельцем Житницким поселились Афанасьев-Чужбинский, Шевченко и его университетский товарищ, русский художник Михаил Сажин. Кстати, загадочным человеком был этот Сажин. Есть почти 40 автопортретов Шевченко, а вот портрета Сажина нет. Воспоминаний о нем, в самом деле, мало. Известно, что он рисовал пейзажи, но не известны точные даты его рождения и смерти. Поэтому ученые в своих исследованиях этого киевского этапа жизни Тараса Григорьевича основываются на воспоминаниях Афанасьева-Чужбинского.
На первом этаже – единственная комнатка, куда не заходят посетители, а только ее осматривают, – здесь жил Шевченко. На столе – его личные вещи: трубка из слоновой кости, подарок друзей; куманец, сохранившийся со времен долгих мытарств в чужих краях, и деньги тех времен. Последние лежат здесь не просто для воспроизведения быта XIX века. Они служат экскурсоводам иллюстрацией к истории о щедрости Шевченко. Как-то из окна этой комнаты он бросил нищему монету – полуимпериал. Это были большие деньги, и нищий не хотел брать такую милостыню, боясь, что его обвинят в краже.
Не менее интересные экспонаты размещены по всему дому. В одной из комнат – семейная реликвия семьи Шевченко – картина «Казак Мамай» начала XIX века. В другой – чрезвычайно интересный рушник, с одинаковой вышивкой с двух сторон. Принадлежал он переяславскому врачу Андрею Козачковскому, тому самому, у которого Шевченко написал «Заповіт» в 1845 году, когда был тяжело болен. Среди личных вещей Шевченко – рубашка, подаренная сестрой Яриной во время его последнего посещения Киева в 1859 году, и элегантный белый полотняный костюм, в котором так любил фотографироваться Тарас Григорьевич. К слову, по свидетельствам современников, поэт-художник был большим модником, и тот стереотипный образ длинноусого деда в смушковой шапке и кожухе, созданный советской пропагандой, совсем не отвечал его натуре.
Всего в доме восемь комнат: шесть на первом этаже и две – в мансарде, где размещалась мастерская Шевченко и Сажина. Урбанистическому жителю современного Киева трудно представить себе, что благодатной весенней порой из окна мансарды можно было наблюдать разливы Днепра. Здесь хранится мольберт Шевченко и его стульчик-раскладушка, с которым он бродил по городу, воссоздавая на бумаге для нас, его потомков, киевскую старину.
В этом доме Шевченко прожил до ареста 5 апреля 1847 года… В тот день венчался его друг и единомышленник по Кирилло-Мефодиевскому братству Анатолий Костомаров, у которого Шевченко должен был быть боярином. Он как раз возвращался от седневского помещика Лизогуба, когда его арестовали на днепровской переправе. Как воспоминание об этом досадном моменте в жизни поэта в музее рядом с его солдатской рубашкой висит картина Сажина «Переправа через Днепр в вечернюю пору»…
Умер Тарас Григорьевич в 1861 году. А за год до его смерти вышел в свет его «Кобзарь». Пять экземпляров из этой серии хранятся в коллекции музея-мемориала. Это дарственные экземпляры, подписанные рукой поэта, – Яхненко, предпринимателю-сахаровару, спонсировавшему печатание сборника; Михаилу Чалому, биографу Шевченко; Ивану Сошенко, который ввел его в круг петербургских аристократов и интеллигентов.
Созданный в 1928 году благодаря украинскому архитектору-художнику Василию Кричевскому, шевченковский дом стал первым мемориально-литературным музеем. С этого времени экспозиция мемориала пополняется разными пожертвованиями и подарками гостей, которые среди прочего делились даже рисунками Шевченко. В 1969–1973 годах в доме провели большую реставрацию, а в наше время спонсоры кое-что подрисовали, подкрасили, и теперь старокиевская усадьба выглядит как новая. Особенно хорошо здесь в весенне-летний период, когда можно выйти в цветущий сад, где растет шелковица со времен Тараса. Но основной наплыв посетителей приходится на Шевченковские дни – конец февраля и весь март.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...