Этот дом привлекает не
только шевченкианой. Построил его мещанин Иван Иванович Житницкий в 1835
году, поэтому, возможно, это одно из самых старых зданий в Киеве… Через 11 лет
после окончания Петербургской академии искусств в Киев приехал Тарас Шевченко.
В 1845 году он уже работал в киевской археографической комиссии, но постоянного
жилья так и не нашел. Как-то случайно Шевченко встретился с приятелем
Александром Афанасьевым-Чужбинским, который подал идею поселиться в доме на
Козьем болоте. Помещение пришлось приятелям по душе, поэтому в доме вместе с
владельцем Житницким поселились Афанасьев-Чужбинский, Шевченко и его
университетский товарищ, русский художник Михаил Сажин. Кстати, загадочным
человеком был этот Сажин. Есть почти 40 автопортретов Шевченко, а вот портрета
Сажина нет. Воспоминаний о нем, в самом деле, мало. Известно, что он рисовал
пейзажи, но не известны точные даты его рождения и смерти. Поэтому ученые в
своих исследованиях этого киевского этапа жизни Тараса Григорьевича
основываются на воспоминаниях Афанасьева-Чужбинского.
На первом этаже –
единственная комнатка, куда не заходят посетители, а только ее осматривают, –
здесь жил Шевченко. На столе – его личные вещи: трубка из слоновой кости,
подарок друзей; куманец, сохранившийся со времен долгих мытарств в чужих краях,
и деньги тех времен. Последние лежат здесь не просто для воспроизведения быта
XIX века. Они служат экскурсоводам иллюстрацией к истории о щедрости Шевченко. Как-то
из окна этой комнаты он бросил нищему монету – полуимпериал. Это были большие
деньги, и нищий не хотел брать такую милостыню, боясь, что его обвинят в краже.
Не менее интересные экспонаты размещены по всему дому. В одной из комнат –
семейная реликвия семьи Шевченко – картина «Казак Мамай» начала XIX века. В
другой – чрезвычайно интересный рушник, с одинаковой вышивкой с двух сторон.
Принадлежал он переяславскому врачу Андрею Козачковскому, тому самому, у
которого Шевченко написал «Заповіт» в 1845 году, когда был тяжело болен. Среди
личных вещей Шевченко – рубашка, подаренная сестрой Яриной во время его
последнего посещения Киева в 1859 году, и элегантный белый полотняный костюм, в
котором так любил фотографироваться Тарас Григорьевич. К слову, по
свидетельствам современников, поэт-художник был большим модником, и тот
стереотипный образ длинноусого деда в смушковой шапке и кожухе, созданный
советской пропагандой, совсем не отвечал его натуре.
Всего в доме восемь
комнат: шесть на первом этаже и две – в мансарде, где размещалась мастерская
Шевченко и Сажина. Урбанистическому жителю современного Киева трудно
представить себе, что благодатной весенней порой из окна мансарды можно было
наблюдать разливы Днепра. Здесь хранится мольберт Шевченко и его
стульчик-раскладушка, с которым он бродил по городу, воссоздавая на бумаге для
нас, его потомков, киевскую старину.
В этом доме Шевченко прожил до ареста 5 апреля 1847 года… В тот день венчался его друг и единомышленник по Кирилло-Мефодиевскому братству Анатолий Костомаров, у которого Шевченко должен был быть боярином. Он как раз возвращался от седневского помещика Лизогуба, когда его арестовали на днепровской переправе. Как воспоминание об этом досадном моменте в жизни поэта в музее рядом с его солдатской рубашкой висит картина Сажина «Переправа через Днепр в вечернюю пору»…
Умер Тарас Григорьевич в 1861 году. А за год до его смерти вышел в свет его «Кобзарь». Пять экземпляров из этой серии хранятся в коллекции музея-мемориала. Это дарственные экземпляры, подписанные рукой поэта, – Яхненко, предпринимателю-сахаровару, спонсировавшему печатание сборника; Михаилу Чалому, биографу Шевченко; Ивану Сошенко, который ввел его в круг петербургских аристократов и интеллигентов.
Созданный в 1928 году благодаря украинскому архитектору-художнику Василию Кричевскому, шевченковский дом стал первым мемориально-литературным музеем. С этого времени экспозиция мемориала пополняется разными пожертвованиями и подарками гостей, которые среди прочего делились даже рисунками Шевченко. В 1969–1973 годах в доме провели большую реставрацию, а в наше время спонсоры кое-что подрисовали, подкрасили, и теперь старокиевская усадьба выглядит как новая. Особенно хорошо здесь в весенне-летний период, когда можно выйти в цветущий сад, где растет шелковица со времен Тараса. Но основной наплыв посетителей приходится на Шевченковские дни – конец февраля и весь март.
В этом доме Шевченко прожил до ареста 5 апреля 1847 года… В тот день венчался его друг и единомышленник по Кирилло-Мефодиевскому братству Анатолий Костомаров, у которого Шевченко должен был быть боярином. Он как раз возвращался от седневского помещика Лизогуба, когда его арестовали на днепровской переправе. Как воспоминание об этом досадном моменте в жизни поэта в музее рядом с его солдатской рубашкой висит картина Сажина «Переправа через Днепр в вечернюю пору»…
Умер Тарас Григорьевич в 1861 году. А за год до его смерти вышел в свет его «Кобзарь». Пять экземпляров из этой серии хранятся в коллекции музея-мемориала. Это дарственные экземпляры, подписанные рукой поэта, – Яхненко, предпринимателю-сахаровару, спонсировавшему печатание сборника; Михаилу Чалому, биографу Шевченко; Ивану Сошенко, который ввел его в круг петербургских аристократов и интеллигентов.
Созданный в 1928 году благодаря украинскому архитектору-художнику Василию Кричевскому, шевченковский дом стал первым мемориально-литературным музеем. С этого времени экспозиция мемориала пополняется разными пожертвованиями и подарками гостей, которые среди прочего делились даже рисунками Шевченко. В 1969–1973 годах в доме провели большую реставрацию, а в наше время спонсоры кое-что подрисовали, подкрасили, и теперь старокиевская усадьба выглядит как новая. Особенно хорошо здесь в весенне-летний период, когда можно выйти в цветущий сад, где растет шелковица со времен Тараса. Но основной наплыв посетителей приходится на Шевченковские дни – конец февраля и весь март.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий