17 марта 2020

«Неожиданные» святыни


Национальный музей литературы Украины (ул. Богдана Хмельницкого, 11)

Пожалуй, из всех бывших храмовых помещений нашего города, давно утративших свое назначение, именно это вспоминают и демонстрируют посетителям чаще других. Как же в Национальном музее литературы не рассказывать об Иване Франко, который здесь, в домовой церкви (когда-то ее наружным признаком был крест над куполом) в 1886 году венчался со своей избранницей, киевлянкой Ольгой Хоружинской. Церковь во имя Апостола Павла принадлежала среднему учебному заведению – Коллегии Павла Галагана, открытой меценатом Григорием Галаганом в память о безвременно умершем сыне Павле. Один из преподавателей коллегии был другом Ивана Яковлевича, а его жена – сестрой Ольги; вот и не удивительно, что для венчания писателя избрали именно этот храм.

«Колонна Магдебургского права» (Набережное шоссе)

Так называемый Крещатицкий источник у того места, где, по преданию, князь Владимир крестил двенадцать своих сыновей, издавна почитался киевлянами как святыня. Когда же в 1802 году в честь подтверждения царем Александром I для Киева старинного кодекса самоуправления – Магдебургского права – на берегу Днепра был воздвигнут монумент-колонна по проекту зодчего Андрея Меленского, источник оформили как бассейн в основании колонны. Здесь устроили часовню, украсили ее иконами. Горожане охотно пили свяченую воду из этого источника; было поверье, что она помогает от глазных болезней.

В советское время часовню и бассейн, понятное дело, уничтожили. Лишь к 1000-летию Крещения Руси в 1988 году монумент снова, как встарь, увенчали крестом. Однако насчет восстановления часовни и Крещатицкого источника пока ничего не слышно.

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (Вознесенский спуск, 20)

На фасаде здания главного художественного вуза страны до сих пор можно разглядеть шейки бывших церковных глав. Ведь до революции здесь находилась Духовная семинария, построенная архитектором Евгением Ермаковым, а при ней – церковь во имя Трех Святителей. Но храм Божий не сразу превратился в храм искусства. Было время, когда там молились совсем другим «святым». В начале 1920-х годов здание принадлежало командирским курсам губмилиции. И вот местные газеты сообщили о том, как выглядит клуб курсантов: «Главный зал – на втором этаже – преобразован из бывшей семинарской церкви. Со стен, вместо обычных «ликов святых», глядят портреты Маркса, Ленина, Троцкого».

Министерство обороны Украины (Воздухофлотский проспект, 6)

Нынче в громадное здание украинского «Пентагона» так просто с улицы не зайдешь. А в те времена, когда эту постройку занимал Владимирский кадетский корпус, богослужения в корпусной церкви во имя Св. Владимира могли посещать и жители близлежащих кварталов. Среди них были обитатели так называемой «Железнодорожной колонии», в которой проживали сотрудники Юго-Западных железных дорог. Появлялся в храме и долговязый мальчуган Саша Вертинский, сирота, племянник одного из путейских чиновников. Потом он вспоминал об этом в своих мемуарах – когда уже стал знаменитым исполнителем собственных песен, актером с мировым именем.

Институт психологии (ул. Паньковская, 2)

На торце трехэтажного корпуса Института психологии до сих пор виднеется округлый выступ. Здесь когда-то устроили алтарную часть домовой церкви Мариинского приюта для девочек, изначально занимавшего помещение института. Церковь во имя Св. Марии Магдалины разместили в первом этаже во время значительной реконструкции приютского корпуса, проведенной в 1901-м. Проектные работы для этого бесплатно выполнил академик архитектуры Владимир Николаев, а щедрую материальную помощь оказал сахарозаводчик и филантроп Николай Терещенко.

Случалось и так, что домовые храмы бесследно исчезали цивилизованным, а не насильственным путем. Так произошло, к примеру, со старинной бурсой (нынешнее помещение Киево-Могилянской академии на Набережно-Крещатицкой, 27). Долгое время в этих стенах находилось Подольское духовное училище со своей домовой церковью. Но вот училищу предоставили новое просторное помещение, а корпус бурсы опустел, и в конце концов его взяли в аренду… под еврейский хедер (начальную религиозную школу). Однако в конце 1913 года черносотенный «Союз русского народа» высказал претензию: как, мол, можно терпеть, что православная святыня находится в чужих руках?! Этот вопрос специально рассматривали на епархиальном съезде. И было установлено, что все священные предметы и иконы из здания давно вынесли, даже престол и пол бывшей церкви разобраны и сожжены. В то же время «наемной платы за здание получается 4500 р. от арендатора-еврея, а соискатель-русский предлагал лишь 3000 р.» Так что помещение так и осталось за хедером.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...