Переданный в 1831 году Военному ведомству, поскольку эта усадьба отошла к территории Новой Печерской крепости, величественный собор, который официально стали именовать Никольский Военный собор, а в народе прозвали Большой Николай, был десятилетиями символом военной славы Отечества. Здесь служили молебны в память о православных воинах, погибших «за Царя и Отечество», а в дни военных побед сюда приходили поставить свечу за упокой души павшего воина безутешные мать, вдова, сестра или дочь…
Никольский Военный собор как выдающееся произведение украинского барокко, да еще и выстроенный «зрадныком» Мазепой, конечно же, должен был пасть от рук большевиков-интернационалистов. И он был уничтожен. Немым укором свято место остается незастроенным и по сей день. Думается, что храм следует восстановить, тем самым хотя бы отчасти искупить вину за допущенное предками святотатство. Впрочем, говорят, что «сын за отца не отвечает». Вместе с Большим Николаем погибла и его величественная трехъярусная колокольня (сооруженная в 1750 году на средства епископа Смоленского Гедеона) и, несколько десятилетий спустя, — Трапезная церковь бывшего Пустынно-Никольского монастыря. Историк Кирилл Третьяк с грустью констатирует, что «второй раз собор стал „военным“ 28 сентября 1931 года, когда постановлением президиума Киевского городского совета его закрыли и передали в распоряжение Военотдела». В 1934 году храм вначале обезглавили, а затем попросту, как тогда говорили, разобрали «на кирпич» для строительства школы. Объемное сооружение поначалу было решено перестроить под клуб работников завода «Арсенал», однако вскоре передумали.
В 1941 году, в канун Великой Отечественной, войны архитекторы Иванов, Вероцкий, Шулькевич создали проект огромного здания Дворца культуры завода «Арсенал».
Реализации проекта помешала Великая Отечественная война. Поскольку доминанты этой довольно пустынной местности явно недоставало, архитекторы семидесятых годов возвели на месте величественной колокольни здание гостиницы «Салют». На территории же усадьбы Никольского Военного собора к середине шестидесятых годов прошлого века возник комплекс Республиканского дворца пионеров и школьников имени Николая Островского. Тогда же была разрушена Трапезная церковь, а точнее, то, что от нее оставалось.
С Пустынно-Николаевским монастырем связано еще несколько оригинальных строений, павших от рук воинствующих безбожников. Среди них — комплекс строений Малого Николая.
Еще в 1713 году на средства Киевского губернатора Дмитрия Ивановича Голицына, завершилось строительство каменной церкви, прозванной в народе Слупской или Столбовой от оригинальной формы вырастающего вверх купола. Впрочем, нам известно, что многими веками ранее в местности, где воздвигли храм, стоял каменный столб (слуп), на котором была помещена икона Николая Чудотворца — покровителя всех странников, а значит, не в последнюю очередь и богомольцев, которые десятками, а то и сотнями тысяч ежегодно приходили в Киев на поклонение его святыням. Маршрут их от Лавры к Софии и другим храмам Старого Киева непременно проходил по Никольской улице.
По завершении строительства этой «слупообразной» церкви мазепинский храм стали именовать Большим Николаем, а голицынский — Малым Николаем. Сюда с 1831 года из Никольского Военного собора был переведен монашеский штат. Сложившийся ансамбль Пустынно-Николаевского монастыря обнесли высокой каменной оградой. На его территории разбили сады и огороды, устроили красивые клумбы. Летом на его гостеприимном подворье под открытым небом ночевали сотни богомольцев…
Ради сооружения огромного и помпезного здания для служащих и работников Киевского Особого Военного округа, возведенного по проекту сталинского архитектора Иосифа Каракиса, власти бесцеремонно уничтожили величественный монастырский комплекс, часть истории нашего многострадального города. По мнению историка Кирилла Третьяка, «сооружение И. Каракиса не является таким уж уродливым, как считают некоторые исследователи и искусствоведы (проектно решено в виде очертаний огромного самолета, чтобы хорошо просматривалось с воздуха, подчеркивая оборонную мощь Страны Советов.). Сооружение удачно вписывается в перспективу улицы, является примером монументальной архитектуры, которой так недоставало Киеву в начале ХХ века. Но всегда мы будем относиться к этому сооружению предосудительно, поскольку его возвели на фундаменте нашей святыни и памятника культуры». Оно и понятно! Только за 1920-1930-е и 1960-е годы в одном только Киеве было уничтожено более 150 (!) объектов Православной Церкви. Вечная им память!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий