11 марта 2020

Парламентская библиотека (Часть 3)


С установлением советской власти библиотеку переименовывают в Киевскую губернскую библиотеку. С марта 1923 года названия учреждения меняются, как в калейдоскопе. Именно тогда праздновалась 25-я годовщина создания Российской коммунистической партии (большевиков), и на заседании Киевского горсовета библиотека получила название Центральной государственной рабочей библиотеки имени РКП(б). Спустя год она уже носила имя ВКП(б), с 1934 года становится Киевской государственной областной библиотекой имени ВКП(б), с 1952 года — имени КПСС, а с 1956 года — Государственной республиканской библиотекой УССР имени КПСС. Именем партии библиотека была названа не случайно, ведь она становится центром коммунистической пропаганды сначала на Киевщине, а позже — по всей УССР. Библиотека вела активную идеологическую работу: создала кабинет марксизма-ленинизма (первый в СССР); участвовала в библиотечных походах, во время которых проводились чтения, лекции; проверялись фонды библиотек на наличие «правильной» литературы; была участником агитпоездов и агитпароходов; организовывала выставки, литкружки, встречи с писателями.
С середины 1920-х годов был взят курс на украинизацию. Библиотека пополняет свой фонд книгами на украинском языке (к 1928 г. они составляют 17% фонда), открывает курсы украинского языка для библиотекарей, популяризирует произведения украинской литературы.
Сворачивание украинизации в начале 1930-х годов происходило на фоне борьбы с «идеологически вредной» литературой. Еще в 1929 году вышло постановление партии «Об улучшении библиотечной работы», в котором подчеркивалось: «В течение 1929/30 года провести пересмотр книжного фонда всех библиотек и очистить его от идеологически вредной, устаревшей и непригодной для этого типа библиотек литературы». Формировались списки изданий, которые были запрещены и отправлялись в спецфонд. То, что из идеологических соображений отвергалось и не шло в спецфонд, продавали в букинистических магазинах или передавали различным учреждениям. Вскоре начались и репрессии. В частности, жертвами государственной карательной машины стали четыре ее руководителя.
Но еще более тяжким испытанием для работников библиотеки стала Вторая мировая война. Во время обороны Киева не удалось вывезти вглубь страны ценную часть ее фондов — приоритетное право на эвакуацию имела библиотека АН УССР. 
После захвата города нацистами библиотека уцелела во время разрушительного пожара, организованного агентами НКВД в центре Киева. С ноября 1941 года учреждение начало работу при новой власти, возвратившей ему старое название — Киевская городская библиотека. Однако это продолжалось недолго. Уже летом 1942 года немцы превратили здание библиотеки в перевалочную базу, куда свозились с оккупированных территорий и сортировались перед отправкой в Германию ценные издания. Из фондов библиотеки в Германию вывезли 50 тысяч редчайших и ценных изданий.
В ночь с 5 на 6 ноября 1943 года за несколько часов до освобождения Киева оккупанты подожгли здание библиотеки. В огне сгорело все — каталоги, около 300 тысяч изданий из фондов библиотеки и порядка 1 млн. книг из других библиотек, которые немцы не успели вывезти. От библиотеки осталось кирпичное здание.
В октябре 1944 года возобновилась деятельность учреждения. Книги поступали из госфонда литературы СССР. К началу 1946 года фонд библиотеки насчитывал около 57 тысяч изданий. Из Германии было возвращено 9 тыс. книг. В 1954 году библиотека заработала в своем старом здании, на восстановление которого ушло восемь лет.
С обретением независимости библиотека наконец-то получила возможность развиваться на демократической основе. В 1994 году указом президента ей был предоставлен статус Национальной. С середины 1990-х годов в своей деятельности библиотека начинает активно внедрять информационные технологии: создаются электронные базы данных, каталоги, центр национальной библиографии, региональный портал «Социум».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...