27 мая 2019

Где учились киевские евреи (Часть 1)


Издавна для евреев существовала «процентная норма», ограничивавшая их число в государственных гимназиях и высших учебных заведениях. Для Петербурга и Москвы эта норма составляла три процента, для городов за пределами «черты оседлости» (в том числе и в Киеве) — пять процентов, внутри «черты» — десять процентов. Ее надлежало вносить в уставы средних и высших школ, пользовавшихся правами государственных учебных заведений (которые предусматривали важные для выпускников льготы при прохождении воинской службы, при зачислении на государственную службу). Обычно количество претендентов-евреев превышало норму, и происходил драматический отбор. Ладно еще, если бы при этом принимались в расчет только знания и способности. Но все знали, что зачастую происходил конкурс родительских кошельков, — чья взятка больше.
Эта проблема нашла живой отклик не только в еврейских кругах, но даже и в жандармерии. Бывший начальник Киевского губернского жандармского управления Василий Новицкий вспоминал о своей беседе с вице-министром просвещения Григорием Зенгером: «Я ему откровенно сказал, что по достоверным сведениям, по сведениям, не подлежащим никакому сомнению, поступление евреев в гимназии сопровождается громадным взяточничеством гимназического начальства с родителей и родственников за прием в число учеников и доходит от 300 до 700 рублей с ученика (в те времена — полугодовой бюджет средне обеспеченного семейства), что, в общем, страшно озлобляет евреев, наплыв которых во всевозможные противозаконные общества идет с невероятною быстротою, натиском и большою численностью, и что необходимо принять неотлагательные меры пресечения этого по министерству просвещения во что бы то ни стало, в особенности по г. Киеву». Зенгер, однако, ответил с милой улыбкой: «К сожалению, это везде так делается».
Иногда наступала либеральная полоса, когда на перебор «процентной нормы» руководители образовательных заведений и учебного округа смотрели сквозь пальцы. Но потом начальство спохватывалось и приказывало навести порядок. Легко себе представить, к примеру, состояние евреев-абитуриентов, которые вдруг узнавали, что количество вожделенных вакансий в университете резко сокращено и что многим из них после гимназии уже некуда деваться, — разве что ехать учиться за границу. Такое положение сложилось, в частности, в Киевском университете в 1880-х годах. Нечто похожее происходило в 1907 г. в Киевском политехническом институте. Вначале институт счел возможным принять некоторое количество евреев сверх «нормы» в качестве слушателей вне отделений. Но когда юноши уже втянулись в учебный процесс, вдруг последовало распоряжение всех «лишних» из института отчислить.
Другим примером критической ситуации в связи с «процентной нормой» стала реформа устава Киевского коммерческого института. Он был основан в 1906 году по инициативе Митрофана Довнар-Запольского, профессора-историка, известного своими передовыми взглядами. На первых порах институт официально представлялся как частное учебное заведение, хоть и под эгидой Министерства торговли и промышленности. В его первоначальном уставе, утвержденном министерством в мае 1908 г., вообще не рассматривался вопрос о количестве евреев. Сюда сразу же устремилась еврейская молодежь из других городов империи. В списках студентов института значатся имена будущего писателя Исаака Бабеля, прибывшего из Одессы (в ККИ он, как оказалось, обучался под фамилией Бобель); приехавшего из Риги Шломо Вовси, ставшего потом артистом и режиссером Соломоном Михоэлсом; Вольфа Высоцкого из Бреста (всем известен его внук — Владимир Высоцкий). К концу 1911/12 учебного года иудеи составляли примерно 60 % общего числа слушателей института. Но именно в это время власти навязали институту пересмотр устава. Заведению была дана существенная привилегия: институт уравняли в правах с государственными высшими учебными заведениями. Однако новая редакция устава могла быть утверждена лишь при условии введения пятипроцентной нормы для евреев. Таким образом, лишь небольшая часть их могла спокойно продолжить обучение. Остальные оказались перед альтернативой: либо переходить в православие (к лету 1913 года так поступили 80 человек), либо удовлетвориться статусом вольнослушателя — т.е. слушать лекции «на птичьих правах» в ожидании освободившихся вакансий…
Менее жесткие ограничения накладывались на средние специальные учебные заведения, для выпускников которых были не столь принципиальны права государственной службы. Нередко демонстрировали вполне благоприятное отношение к евреям средние коммерческие училища Киева. В Первом коммерческом училище, содержавшемся Киевским купеческим собранием, дело было поставлено чисто по-купечески: какой процент бюджета заведения обеспечивают евреи, такой процент еврейских учащихся туда и поступит. Богачи-иудеи не ударили пейсами в грязь. Мало того, что их взносы обеспечивали свыше половины потребностей училища, но и само его здание (сейчас — ул. Бульварно-Кудрявская, 24) было построено на средства одного из богатейших киевских евреев Льва Бродского. Как Первое, так и Второе коммерческое училище держали в своем штате преподавателей иудейской религии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...