28 мая 2019

Где учились киевские евреи (Часть 2)


Особым образом вопрос о пребывании евреев решался в творческих учебных заведениях — Музыкальном и Художественном училищах. Здесь «процентная норма» не вводилась. Но возникали проблемы с дозволением на пребывание в Киеве иногородних евреев, которые желали учиться музыке или художеству. Эти проблемы нужно было решать на уровне местного генерал-губернатора — начальника Юго-Западного края. В свое время генерал-губернатор Михаил Драгомиров отмечал: «В Музыкальном училище Киевского отделения Императорского Русского Музыкального Общества (это училище особого устава не имеет), на основании порядка, установленного моими предместниками, допускаются к приему иногородние евреи с особого каждый раз разрешения генерал-губернатора .., по ходатайствам Дирекции училища, в тех случаях, когда евреи эти, по предварительном испытании их, будут признаны обладающими музыкальными дарованиями, и с тем непременным условием, чтобы они проживали в Киеве одни, без членов семейств». На тех же основаниях начальник края допускал зачисление приезжих евреев и в Киевское художественное училище, где в 1901–1911 годах директором был Владимир Николаев. Этот выдающийся архитектор и педагог оказался чутким и отзывчивым к нуждам воспитанников иудейского исповедания. Когда в ноябре 1911-го он скончался, ученики-евреи отслужили по нему молебен в Купеческой синагоге.
Так обстояли дела с общегородскими учебными заведениями. Лишь в начале XX столетия в Киеве появились еврейские школы с официально признанным статусом. В 1904 году начало действовать двухклассное еврейское училище имени Соломона Бродского с ремесленным отделением. Его основатели — крупнейшие сахарозаводчики, братья Лазарь и Лев Бродские, дали училищу имя своего рано умершего брата Соломона. На их средства было возведено специальное училищное здание (нынешний корпус Института электросварки им. Е. Патона, ул. Антоновича, 69) по проекту одесского архитектора Адольфа Минкуса. Учебный курс включал русский и еврейский (иврит) языки, русскую и еврейскую историю, закон еврейской веры, арифметику, географию и естествознание. Здесь могли обучаться 300 мальчиков. Кроме того, имелось ремесленное отделение еще на 100 человек. Как мастерские, так и классы обеспечивались самым современным оборудованием. Были устроены даже душевые для учеников (впервые в России). Выпускников училища приравнивали к выпускникам христианских начальных школ, окончившие ремесленное отделение допускались к испытаниям на свидетельство ремесленника, дававшее вожделенное право жительства.
Училище было бесплатным, как и еще одна еврейская школа, открывшаяся в 1911 году, — Талмуд-Тора, общинное учебное заведение для бедняков и сирот. Талмуд-Тору основал известный еврейский предприниматель Давид Марголин. На его пожертвование по проекту гражданского инженера Федора Эссена был построен учебный корпус по ул. Константиновской, 37, рассчитанный на 300–400 учащихся (теперь школа).
Начальное еврейское образование можно было получить в хедерах. Их было в городе несколько; размещались они, как правило, в наемных помещениях. Один из хедеров содержал за свой счет известный ювелир Иосиф Маршак. Любопытная история произошла с хедером, действовавшим в 1910-х годах на Набережно-Крещатицкой улице. Когда-то в этом здании по Набережно-Крещатицкой, 27, известном как «Подольская бурса», находилось Подольское духовное училище. В конце 1913 года черносотенный «Союз русского народа» высказал претензию: как, мол, можно терпеть, что православная святыня — знаменитая бурса — находится в еврейских руках?! Этот вопрос специально рассматривался на епархиальном съезде. И было установлено: «1) Здание училища не представляет памятника глубокой старины…; 2) святыни в здании нет, т.к. по закрытии училища антиминс передан в консисторию, иконы в соседнюю церковь, а престол и пол бывшей церкви разобраны и сожжены; 3) наемной платы за здание получается 4500 р. от арендатора-еврея, а соискатель-русский предлагал лишь 3000 р.». Помещение осталось за хедером.

Что же касается национального среднего образования, то лишь в период Первой мировой войны появились частные еврейские гимназии. В них обучали тем же предметам, что и в государственных гимназиях, но, кроме этого, еврейской религии, истории и языку. Осенью 1916 года открылась еврейская мужская гимназия «с правами правительственных гимназий» А. Козаринского. Ее начали организовывать для обучения детей тех евреев, которые в это время сражались на полях Первой мировой войны. Но затем начальство удовлетворило ходатайство учредителя «о том, чтобы доступ в гимназию был открыт и детям лиц, не находящихся в родстве с участниками войны, но с тем, однако, чтобы преимущество при приеме отдавалось детям и ближайшим родственникам убитых на поле брани или удостаиваемых наград». Затем были учреждены еврейская гимназия инженера Б. Шуммера, реальное училище Ф. Данциса и С. Фельдмана. Но в это время «процентная норма» в школах и высших учебных заведениях Киева доживала последние месяцы. После Февральской революции 1917 года она была полностью отменена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...