Иван Семенович Козловский родился 24
марта 1900 года на Киевщине, в селе Марьяновка, которая находится между
Васильковом и Белой Церковью, в крестьянской семье. Мальчик с ранних лет
выказал чрезвычайную восприимчивость к музыке, мог подолгу слушать, как
поют или играют другие. Да и сам, обладая чистым высоким альтом, с
великой радостью пел в церковном хоре. В 12 лет Ивана отдают на учебу в
Киев, в духовное училище, но скучные занятия там не особо привлекают
будущего артиста. Зато с большим интересом он посещает спектакли
Народного дома, где выступали корифеи украинского театра — Садовский,
Саксаганский, Заньковецкая. Вскоре Козловский и сам начинает участвовать
в концертах как солист хора, которым руководит выдающийся украинский
дирижер Александр Кошиц.
Однако в то время юношу привлекает
карьера не певца, а драматического артиста, хотя занятия вокалом он не
оставляет. В 1917 году Иван поступает в Киевский
музыкально-драматический институт имени Лысенко в класс Елены
Муравьевой, у которой занимались практически все певцы, ставшие
впоследствии гордостью украинской (и не только) сцены. Впрочем,
элементарные упражнения, необходимые на начальном этапе обучения, не
удовлетворяют юношу с поставленным от природы голосом, к тому же
выступавшему на сцене, и он тайком от преподавателя разучивает Оперные
партии для тенора, в том числе и партию Фауста из одноименной оперы
Шарля Гуно. Правда, «игра в жмурки» продолжается недолго, и Козловский
выносит на суд Елены Алекандровны свою первую крупную работу. Муравьева,
нужно отдать ей должное, с пониманием отнеслась к устремлениям юного
воспитанника и существенно доработала с ним эту непростую для
начинающего певца партию. Именно партии Фауста суждено было сыграть
решающую роль в сценической жизни Ивана Козловского. А дело было так.
Проучившись всего год в Киеве, молодой певец решил попробовать себя на
сцене в Полтавском украинском музыкально-драматическом театре. Шел 1918
год, вернуться в Киев, чтобы продолжить учебу, он не смог — в Киеве в то
время то и дело сменялась власть и добраться до города было практически
невозможно. Козловский остается в Полтаве, вступает в Красную Армию, в
инженерные войска, а в свободное время выступает с концертами в
художественной самодеятельности. В Полтаве открывается оперный театр, и
на гастроли приезжает известный в то время солист, столичная
знаменитость Платон Цесевич. В репертуаре стоял «Фауст» Гуно, а певца не
удовлетворял ведущий тенор театра, и гастрольное выступление было под
угрозой срыва. И тут кто-то вспомнил о запевале-красноармейце Иване
Козловском. Юноша, не без волнения и страха повторив некогда
подготовленную вместе с Муравьевой партию, с огромным успехом выступил
на полтавской сцене, заслужив слова одобрения не только от публики, но и
от самого Цесевича.
А далее — головокружительная карьера. Его
сразу же берут в театр солистом, через два года — в 1924-м — он поет в
столичной, тогда Харьковской опере, а еще через два года становится
солистом Большого театра. Слушатели навсегда запомнили его в партиях
Ленского из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, Лоэнгрина из одноименной
оперы Вагнера и, конечно, Юродивого из «Бориса Годунова» Мусоргского —
партии, очень небольшой и, на первый взгляд, второстепенной, но
возведенной певцом в разряд главных. А выступать с концертами он не
прекращал до последних своих дней, одаряя слушателей радостью встречи с
Высоким и Вечным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий