Омнибус
Приведу пространную
цитату из автобиографического произведения Чарльза Диккенса, дабы читатель мог
представить себе, что есть омнибус, и провел мысленно параллель с современными
автобусами. “Кому неизвестно, что нет более обширного поля для полезных и
занимательных наблюдений, чем общественный транспорт. А из всех средств
передвижения, созданных со времен Ноева ковчега, — кажется, это самый ранний
образец, — и до наших дней, мы решительно предпочитаем омнибус. Дилижанс тоже
имеет свои достоинства, но там только шесть внутренних мест, и всегда есть
опасность, что придется всю дорогу ехать с теми же спутниками, а это
однообразно и скучно…
Ничего подобного не
грозит вам в омнибусе; и тут уж вы не соскучитесь. Пассажиры меняются столь же
часто, как узоры в калейдоскопе, и хотя в них меньше блеска, зато они куда
занимательнее…
По-видимому, никто
никогда не устанавливал точного числа пассажиров, на которое рассчитан наш
омнибус. Но у кондуктора явно сложилось представление, что он с легкостью может
вместить столько людей, сколько удастся заманить в него. “Места есть?” — кричит
потный, запыхавшийся джентльмен. “Мест много, сэр”, — отвечает кондуктор, чуть
приоткрывая дверь и утаивая истинное положение вещей до тех пор, пока
несчастный не вскочит на подножку. “Где же они?” — спрашивает одураченный
пассажир, делая слабую попытку спрыгнуть на землю. “Да где угодно, сэр, —
говорит кондуктор, вталкивая его в омнибус и захлопывая дверь. — Трогай,
Билл!”. Отступление отрезано; новый пассажир долго тычется во все стороны,
потом привалится где-нибудь, да так и едет…”
Номеров на омнибусах, как
называли многоместные кареты, в те времена не было. Для того чтобы горожане
ориентировались, куда следует транспортное средство, использовались омнибусы
определенного цвета (в России так было в северной столице, где имелись
“малиновые” и “синие” кареты). Ездили омнибусы нечасто, прокатиться в них
стоило недешево — один гривенник. Плачевное состояние дорог, плохо
подрессоренные кареты превращали езду в сущее мучение. За что и прозвали в
народе омнибус “сорок мучеников”. Тем не менее новый вид транспорта пользовался
спросом.
Первый автобус
В 1895 году в Германии
вышел на линию первый в истории городской маршрутный автобус, рассчитанный на 8
пассажиров. Эта новость облетела весь мир. Развитые в экономическом отношении
государства принялись перенимать опыт, воровали идеи и технологии…
Предприниматели понимали, что, несмотря на затраты, цель окупит средства —
десятки тысяч человек захотят пользоваться новым средством передвижения и
оплачивать услугу.
Автомобили учат мужчин,
что женщины — не самые капризные существа на свете
11 сентября 1896 года
министр путей сообщения Российской империи князь Хилков подписал
правительственное постановление “О порядке и условиях перевозки тяжестей и
пассажиров по шоссе Ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах”. Эту
дату следует считать началом регулярного пассажирского сообщения внутри
городов, а также между городами и весями огромной страны. Чтобы понять, что
предшествовало этому, совершим познавательный экскурс в более отдаленные
времена. В этом нам помогут российские исследователи истории автомобильного
транспорта Куприн и Рубец. Итак, как констатировали упомянутые авторы,
“сухопутная парусная повозка, двигавшаяся с помощью силы ветра, была построена
Симоном Стевином в самом начале XVII столетия”. Еще в 1663 году великий Исаак
Ньютон набросал рисунок тележки, приводимой в действие паровым двигателем.
Модель, созданная по его расчетам, три века спустя оказалась действующей. Гауч
— часовых дел мастер из Нюрнберга — создал механический автомобиль,
передвигавшийся за счет энергии заведенной пружины, больше смахивавший на
забавную игрушку. Повозку купил король Швеции и с успехом, на зависть всем,
использовал для прогулок по небольшому парку… Первую паровую повозку, пригодную
для практического применения, построил французский инженер Жозеф Кюньо. На ней
со скоростью 5 верст в час можно было перевозить артиллерийские орудия и
снаряды общим весом в две с половиной тонны. О пассажирах речь, разумеется, не
шла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий