31 мая 2019

История Автобусов (Часть 1)


Омнибус

Приведу пространную цитату из автобиографического произведения Чарльза Диккенса, дабы читатель мог представить себе, что есть омнибус, и провел мысленно параллель с современными автобусами. “Кому неизвестно, что нет более обширного поля для полезных и занимательных наблюдений, чем общественный транспорт. А из всех средств передвижения, созданных со времен Ноева ковчега, — кажется, это самый ранний образец, — и до наших дней, мы решительно предпочитаем омнибус. Дилижанс тоже имеет свои достоинства, но там только шесть внутренних мест, и всегда есть опасность, что придется всю дорогу ехать с теми же спутниками, а это однообразно и скучно…
Ничего подобного не грозит вам в омнибусе; и тут уж вы не соскучитесь. Пассажиры меняются столь же часто, как узоры в калейдоскопе, и хотя в них меньше блеска, зато они куда занимательнее…
По-видимому, никто никогда не устанавливал точного числа пассажиров, на которое рассчитан наш омнибус. Но у кондуктора явно сложилось представление, что он с легкостью может вместить столько людей, сколько удастся заманить в него. “Места есть?” — кричит потный, запыхавшийся джентльмен. “Мест много, сэр”, — отвечает кондуктор, чуть приоткрывая дверь и утаивая истинное положение вещей до тех пор, пока несчастный не вскочит на подножку. “Где же они?” — спрашивает одураченный пассажир, делая слабую попытку спрыгнуть на землю. “Да где угодно, сэр, — говорит кондуктор, вталкивая его в омнибус и захлопывая дверь. — Трогай, Билл!”. Отступление отрезано; новый пассажир долго тычется во все стороны, потом привалится где-нибудь, да так и едет…”
Номеров на омнибусах, как называли многоместные кареты, в те времена не было. Для того чтобы горожане ориентировались, куда следует транспортное средство, использовались омнибусы определенного цвета (в России так было в северной столице, где имелись “малиновые” и “синие” кареты). Ездили омнибусы нечасто, прокатиться в них стоило недешево — один гривенник. Плачевное состояние дорог, плохо подрессоренные кареты превращали езду в сущее мучение. За что и прозвали в народе омнибус “сорок мучеников”. Тем не менее новый вид транспорта пользовался спросом.


Первый автобус

В 1895 году в Германии вышел на линию первый в истории городской маршрутный автобус, рассчитанный на 8 пассажиров. Эта новость облетела весь мир. Развитые в экономическом отношении государства принялись перенимать опыт, воровали идеи и технологии… Предприниматели понимали, что, несмотря на затраты, цель окупит средства — десятки тысяч человек захотят пользоваться новым средством передвижения и оплачивать услугу. 
Автомобили учат мужчин, что женщины — не самые капризные существа на свете
11 сентября 1896 года министр путей сообщения Российской империи князь Хилков подписал правительственное постановление “О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе Ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах”. Эту дату следует считать началом регулярного пассажирского сообщения внутри городов, а также между городами и весями огромной страны. Чтобы понять, что предшествовало этому, совершим познавательный экскурс в более отдаленные времена. В этом нам помогут российские исследователи истории автомобильного транспорта Куприн и Рубец. Итак, как констатировали упомянутые авторы, “сухопутная парусная повозка, двигавшаяся с помощью силы ветра, была построена Симоном Стевином в самом начале XVII столетия”. Еще в 1663 году великий Исаак Ньютон набросал рисунок тележки, приводимой в действие паровым двигателем. Модель, созданная по его расчетам, три века спустя оказалась действующей. Гауч — часовых дел мастер из Нюрнберга — создал механический автомобиль, передвигавшийся за счет энергии заведенной пружины, больше смахивавший на забавную игрушку. Повозку купил король Швеции и с успехом, на зависть всем, использовал для прогулок по небольшому парку… Первую паровую повозку, пригодную для практического применения, построил французский инженер Жозеф Кюньо. На ней со скоростью 5 верст в час можно было перевозить артиллерийские орудия и снаряды общим весом в две с половиной тонны. О пассажирах речь, разумеется, не шла.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...