24 июля 2019

Чешские промышленные предприятия в Киеве 100 лет назад (Часть 1)


Во второй половине XIX и начале XX столетий в Российской империи прокладывались железные дороги и строились новые промышленные предприятия. В этом процессе участвовали как отечественные, так и иностранные предприниматели. Наряду с центральными губерниями России быстро развивались Юго-западный край, Екатеринославская и Харьковская губернии, Причерноморье и Приазовье — регионы современной Украины, где одновременно формировались добывающая промышленность, металлургия, машиностроение и сельское хозяйство. Со своим капиталом туда приезжали иностранные предприниматели. В то же время, не хватало специалистов и квалифицированных рабочих. Поэтому происходил приток их из зарубежья. В Киеве открывались десятки промышленных и торговых предприятий, на которые приезжали сотни работников из австрийской тогда Чехии. Так появились машиностроительные заводы Гретера и Криванека, Фильверта и Дедины, Унгерманна и Неедлых, Графа и Ко, Ф. Паула, мастерские автомобильной фирмы «Лаурин и Клемент» и другие предприятия. Много чехов работало в железнодорожных мастерских, а с появлением в городе трамвая — в трамвайных депо и мастерских.
Растущий город привлекал также иностранных торговцев, ремесленников, учителей, музыкантов и др. На рубеже столетий в Киеве проживало 3—3,5 тысяч выходцев из Чехии и Словакии. Еще раньше, в 1860—80-х годах, в сельской местности поселилось много чешских колонистов. Только на Волыни проживало в конце XIX столетия более 30 тысяч переселенцев из Чехии. Это был резерв пополнения чешских городских общин в Украине.
В то время в Центральной Европе завершился кризис кустарного производства и произошла пролетаризация ремесленников. Развивалось капиталистическое производство, и ремесленники превращались в квалифицированных наемных рабочих. Одновременно происходили демографические изменения — рождаемость значительно превышала смертность. Во многих семьях было по 6—10 детей. За 30 лет, предшествовавших 1890 году, население Чехии увеличилось на 30 %.
Так, в промышленном городе Пльзени количество жителей за это время увеличилось c 16 тысяч до 68 тысяч. На единственном тогда крупном предприятии города, заводе Эмиля Шкоды, работало всего 886 человек. В городе был большой избыток квалифицированных рабочих и относительное перенаселение. Оплата труда была низкой. Например, литейщики высокой квалификации, отливавшие стволы корабельных орудий большого калибра и многотонные кормовые шпангоуты кораблей по английским и японским заказам, получали зарплату, которая не всегда достигала прожиточного минимума. Эмиль Шкода устанавливал зарплату рабочим-специалистам персонально с учетом размера семьи, но повышение ее нивелировалось ростом цен. Миграция внутри страны не решала проблему. Началась эмиграция рабочих за границу. Одни с семьями выезжают в Германию, Англию, Австрийскую Галицию, а необремененные семьями мужчины — в Америку. В эти десятилетия Чехию покинули 900 тысяч человек — около 10 % населения. 

В это же время расширялся спрос на квалифицированных промышленных работников в громадной Российской империи. Особенно привлекательными стали пограничные с чешскими и словацкими территориями промышленные районы России в Польше и Украине, население которых близко чехам по культуре, языку и вероисповеданию.
В 1880-х и 1890-х годах на Украину, вслед за начавшейся в 1860-е годы сельскохозяйственной иммиграцией, происходит промышленная иммиграция чехов, и в Киеве на Шулявке возникает первый чешский машиностроительный завод.

Киевский машиностроительный завод Якуба Гретера и Йозефа Криванека — завод «Большевик»
6 октября 2010 года исполнилось 100 лет со дня смерти Йозефа Криванека
Выходец из Швейцарии, консул Бельгии в Киеве Якуб Гретер в 1881 году купил у наследников полковника Леоновича право на вечное пользование четырьмя десятинами казенной земли в киевском предместье Шулявка, лежавшей вдоль Брест-Литовского шоссе и улицы 1-я Дачная Линия. Совместно с гессенским инженером Филиппом Мозером он открыл там «Чугунолитейный и механический завод». Сначала было принято 30 наемных работников. Построили два кирпичных и три деревянных здания. Две вагранки плавили чугун, два локомобиля приводили в движение несколько станков и других механизмов.

Летом 1882 года завод начал давать продукцию — скобяные изделия. Материалом для них послужили снятые с вооружения после окончания русско-турецкой войны винтовки Бердана — «берданки», которые Гретер в большом количестве закупил у интендантства. Потом завод выпускал металлические кровати, чугунную арматуру, формы для производства сахара-рафинада, болты, гайки и прочие крепежные изделия. Основными заказчиками были владельцы сахарных заводов, количество которых на Украине быстро росло. Конъюнктура складывалась хорошо, годовой объем производства доходил до 160 тысяч рублей. В 1888 году между хозяевами-основателями произошел конфликт. Ф. Мозер ушел, забрав свой капитал. Я. Гретер, оставшись один, оказался на грани банкротства.
К этому времени в сахарной промышленности стал известным руководитель монтажных работ на стройках сахарных заводов молодой инженер Йозеф Криванек из чешской фирмы Броумовского и Шульца, производившей оборудование для этих заводов в Градце Кралове. Я. Гретер предложил Й. Криванеку стать компаньоном и техническим руководителем завода. Криванек принял предложение. Он решился стать совладельцем малопривлекательного предприятия и оставил службу в солидной чешской фирме ради самостоятельной деятельности. Так в 1888 году возникло предприятие «Киевский машиностроительный и котельный завод Гретера, Криванека и Ко». К основателям завода присоединились со своим капиталом новые инвесторы — иностранцы Е. Лидке, В. Кукш — инженеры, строившие Политехнический институт, а также Х. Гедекер и И. Отт. Основной капитал достиг миллиона рублей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...