28 июля 2019

Чешские промышленные предприятия в Киеве 100 лет назад (Часть 5)


Только в 1916 году начали поступать военные заказы. Завод ожил, стал выпускать тяжелые снаряды, технику для фронта и ремонтировать ее. Одним из больших военных заказов был ремонт артиллерийских орудий. Готовые пушки вывозили на станцию Пост-Волынский (ныне Киев-Волынский) по дороге, которая не была видна с оживленного Брест-Литовского шоссе (проспекта Победы). Она шла через пустыри, Хутор Грушки и Караваевы дачи. Ее стали называть улицей Гарматной (от украинского слова «гармата» — пушка). Так называется улица и сегодня. Только на месте пустырей выросли заводы, работавшие в советское время «на космос», а среди инженеров были лица, имевшие технические доверенности генерального конструктора С. П. Королева.
В 1916 году на завод пришли работать сначала 100 военнопленных австрийских чехов и сербов, а позже их стало 200. Работавшие на заводе киевские чехи-старожилы опекали их. Почти каждая семья имела «своего военнопленного». Так токарь Франтишек Бем однажды привел в дом военнопленного Алоиса Шолина, который стал регулярно проводить выходные и праздничные дни в семье Бемов. Он был образованным молодым человеком, много рассказывал о Чехии, играл на скрипке. Семья Круцких опекала, правда, не постоянно, Зденека Штепанека из городской пекарни и любительского театра, будущую знаменитость сцены и экрана Чехии. Таких примеров было много. Все работавшие на заводе чехи, как постоянные жители, так и военнопленные, платили военный налог в фонд самостоятельности будущей Чехословакии.
В 1917 году нарастала разруха. Это был третий год войны. Страна была истощена ею. Наступали политический кризис, деморализация, развал армии и экономики. Произошли Февральская революция, а потом Октябрьский переворот. Военные заказы прекратились. Завод стал убыточным. Менялись власти в Киеве. В 1918 году началась Гражданская война.
Иностранцы-управленцы и акционеры увидели бесперспективность своего положения. Я. Гретер потребовал выдачи ему наличными 26 тысяч рублей. Правление акционерного общества выдало ему на эту сумму вексели. В декабре 1918 года еще проходило собрание акционеров, но Я. Гретер и В. Кукш в нем не участвовали, вероятно, они уехали. Это было при власти украинской Директории. 

В начале 1919 года опять пришли большевики, национализировали и переименовали предприятие в «Первый государственный машиностроительный завод». Война с Германией и Австро-Венгрией прекратилась. Пошли поезда на запад. Многие иностранцы стали уезжать. Оставались только рабочие и некоторые специалисты из старожилов с семьями. В мае 1920 года в город опять пришли иностранные войска. На этот раз польские, но ненадолго. Их выдворила красная конница С. М. Буденного. Советы опять начали наводить порядок. Завод стал оживать, и в 1922 году, в честь 5-й годовщины Октябрьской революции, он был назван «Большевик». Так называется и сейчас.
Из мемуаров В. М. Бережкова, бывшего переводчика И. В. Сталина и В. М. Молотова, автора книги «Тегеран 1943», который, будучи школьником, проживал с родителями на территории завода в доме Й. Криванека и управленцев, мы узнали, что в 1923 году директором завода был бывший красный командир полка 45-й дивизии Г. И. Котовского Л. С. Владимиров, а главным инженером — Михаил Бережков, судостроитель, отец будущего дипломата и писателя.
В 1920-е годы завод «Большевик» расширялся. Если в первые два десятилетия своей истории он поглотил улицу 1-я Дачная линия и одну сторону 2-й Дачной линии, то в годы между мировыми войнами заводские корпуса строились на месте усадеб и садов улиц 2-й и нечетной стороны 3-й Дачных линий, увеличивая количество гектаров заводского двора. Историю этого завода хранит его музей, о нем написаны книги. Излагать историю последних 90 лет завода не будем. Упомянем только, что в нем интенсивно внедрялись новые технологии. Академик Е. О. Патон в 1930 году открыл в электрогазосварочном цеху научную лабораторию. К 1934 году она выросла в Институт электросварки Академии наук Украины.
22 июня 1941 года на рассвете германские бомбы упали в литейный цех, погибли 16 человек из ночной смены. Завод начал работать в режиме военного времени. Шла мобилизация в армию. 5 июля начались демонтаж оборудования и эвакуация. До середины сентября было вывезено много эшелонов оборудования и работников завода на Урал в Свердловск (Екатеринбург). Там завод быстро развернулся и начал выпускать военную продукцию. После освобождения Киева в 1944 году началось его возвращение. Техническая база завода осталась Свердловске. На ней был создан завод Уралхиммаш. После Второй мировой войны завод продолжал развиваться, стал «Научно-производственным объединением химического машиностроения „Большевик“». Он успешно работал до конца XX столетия, поставляя свою продукцию на внутренний рынок СССР, за рубеж в Европу и в США.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...