26 июля 2019

Чешские промышленные предприятия в Киеве 100 лет назад (Часть 3)


После 1900 года на заводе работало уже 1200 рабочих, среди них было почти 300 чехов. Инженеров и техников было 16, из них 10 чехов. Все мастера были чехи. Чешских работников «Завода на дачах» с семьями было около тысячи человек. Это была третья часть киевской чешской общины. Ядро ее проживало на Шулявке и Караваевых дачах. Это были преимущественно рабочие, мастера, инженеры, управленцы этого и еще нескольких, построенных позже меньших заводов, принадлежавших австрийско-венгерским предпринимателям — этническим чехам. Они появились при содействии Й. Криванека. В центральной части города жила другая часть чешской общины. Это были предприниматели, торговцы, профессора, учителя, художники, музыканты, чиновники, ремесленники и другие.
Успехи завода достигались также путем сильной эксплуатации рабочих. Условия труда были тяжелые. Так, в правилах внутреннего распорядка завода, изданных в 1901 году, указано, что рабочий день устанавливается с шести часов утра до шести часов вечера с обеденным перерывом на один час. Машинисты и смазчики паровых машин начинали работать на час раньше, то есть с пяти утра, а вечером уходили на полчаса позже. Их рабочий день продолжался 12,5 часов. За работу в ночное время доплата не производилась.
Средний месячный заработок при 11,5-часовом рабочем дне составлял: мастера — 130 рублей, взрослого рабочего 35 рублей. Количество учеников составляло 20 % от числа взрослых рабочих. Рабочий день у них был такой же, как и у взрослых. На протяжении первого года учеников использовали как подсобных рабочих, и не всегда их труд оплачивался, а когда оплачивался, то это были копейки за час. Ученик получал от 1,5 до семи рублей в месяц в зависимости от года обучения. Учебные занятия не проводились, учебных планов и учебников не было. Ученик просто повторял то, что делал его наставник. За оплошность он мог получить побои или «его драли за уши».
Производительный труд учеников, особенно станочников, которых держали в учениках более трех лет, давал большую прибыль. Произвол и самодурство мастеров, даже «культурных иностранцев», вызывали конфликты, которые доходили до губернатора, и на завод присылались фабричные инспекторы. Гретеру приходилось оправдываться перед ними: «Назовите мне мастера литейщиков, который не пьет и не рукоприкладствует». В то же время хозяева завода решали некоторые социальные вопросы. Для рабочих были созданы столовая и амбулатория, а для их детей открыта Шулявская Гретеровская церковно-приходская четырехлетняя школа, опекаемая православным духовенством. Она размещалась в одном из заводских помещений, имевшем вход с улицы.
К 1905 году нарастало недовольство порядками во всей стране. После Кровавого воскресенья в Петербурге 9 января 1905 года, по всей империи происходили забастовки. Тогда по распоряжению главнокомандующего Петербургским военным округом великого князя Владимира Александровича правительственными войсками были расстреляны мирные шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о народных нуждах. Это произошло в один день в разных местах Петербурга: у Нарвских ворот, Троицкого моста, Александровского сада, Полицейского моста и на Васильевском острове. Было убито 130 и ранено около 300 человек. Царь Николай II накануне уехал из города.
Возмущение общественности этими действиями высшей власти страны послужило толчком к развитию событий, которые вошли в историю как Революция 1905 года.

Бурные события охватили и Киев. 12 января здесь произошла политическая стачка в знак протеста против расстрела демонстрантов в Петербурге. Шулявка стала одним из центров забастовок и рабочего движения в Киеве. Бастовали и гретеровцы, требовали улучшения условий труда. Они схватили двух ненавистных мастеров, избили и вывезли их на тачке на свалку. Эти события общеизвестны.
В октябре—декабре 1905 года проходила Октябрьская всероссийская стачка. Слесарь предприятия Федор Алексеев возглавил Киевский совет рабочих депутатов, созданный 30 октября. Появилась Шулявская республика с центром в Политехническом институте и рабочими вооруженными отрядами. Генерал-губернатор В. Сухомлинов послал две тысячи полицейских и воинскую часть, которые арестовывали и разгоняли восставших.
После этого фабриканты и заводчики начали массовые увольнения бастовавших. В декабре с завода было уволено 898 человек. 19 января 1906 года было принято обратно на работу только 550 человек на сниженную зарплату при 10-часовом рабочем дне. Среди бастовавших и уволенных были иностранные рабочие. Родственники токаря Франтишека Бема, попавшего в «черный список» не подлежавших восстановлению, рассказывали, как его стыдили, унижали за то, что он, «специалист, такой приличный человек, иностранец», оказался в «толпе бунтующей черни», которая встречала большевистского председателя совета Ф. Алексеева. Ф. Бем просил прощения и не сразу был «помилован» администрацией завода. «Черный список» уволенных и восстановленных хранится в архиве отдела кадров завода до настоящего времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...