Первосортная
работа обходилась недешево. Например, Александр
Пушкин, купив в 1830-е годы десятка полтора предметов мебели у
знаменитой петербургской фирмы семейства Гамбс, получил счет на громадную по
тем временам сумму — 1387 рублей. В романе “12 стульев” гостиный гарнитур тещи
Кисы Воробьянинова недаром выставили на аукционе как “мебель из дворца”: Гамбсы
действительно поставляли свою продукцию в царские покои!
Среди
предприятий, получавших заказы у августейших особ, была и столичная мебельная
фабрика “Мельцер и Ко”, основанная Федором (Фридрихом) Мельцером. Конечно,
произведенные в промышленных условиях предметы стоили дешевле, нежели штучная
работа. По данным на 1887 г. у Мельцера трудились свыше 200 рабочих, а годовое
производство в денежном эквиваленте составляло 135 тысяч рублей. Рассказывают,
что однажды император Александр III рассердился на фабриканта-мебельщика, когда
тот якобы пытался дважды подсунуть счет за одну и ту же работу, и лишил его
царских заказов, — но впоследствии опала была снята. Имелись у Федора Мельцера
и киевские клиенты. К ним относилась, к примеру, семья знаменитых
сахарозаводчиков Терещенко. Когда в 1882 г. для Федора Терещенко был выстроен
роскошный особняк, фирма Мельцера не только изготовила для него немало
мебельной фурнитуры, но и разработала проекты отделки деревом различных
помещений. До сих пор в этом здании на Терещенковской улице (ныне — Киевская
картинная галерея) сохранилось оформление интерьеров, в которых прежде были хозяйский
кабинет и столовая. Среди художественных направлений, воплощенных в мебели
Терещенко, был и так называемый “русский стиль”, популярный в отечественной
архитектуре конца XIX – начала ХХ в. Примером продукции этого стиля может
служить “славянский шкаф” из пароля-отзыва в популярном кинофильме “Подвиг
разведчика”.
Лет
двести назад в подавляющем большинстве рядовых жилых помещений стояли простые,
грубо сколоченные столы да лавки. Ведь и жилье горожан тогда мало чем
отличалось от крестьянской избы. Лишь при формировании сравнительно плотной
городской застройки и присущего ей образа жизни в обиходе начала
распространяться фабричная мебель.
Состоятельные
клиенты все же предпочитали более оригинальные модели. Их потребности охотно
удовлетворяли местные фабриканты — преимущественно выходцы из Австрии, которые
были в курсе новинок “мебельной столицы” — Вены. Богачи на берегах Днепра могли
быть уверены, что их меблируют по последнему слову европейской моды.
К
концу позапрошлого столетия на рынке мебели Киевского региона лидировала
фабрика австрийского подданного Иосифа Кимаера, основанная в 1884 г. Ее
заказчиками выступали контора Государственного банка и Юго-Западные железные
дороги, Городской (Оперный) театр и театр Соловцова, фешенебельная гостиница
“Континенталь”. Мебелью “от Кимаера” были обставлены сотни богатых квартир не
только Киева, но и Одессы и даже Санкт-Петербурга. Поначалу фабрика снимала
помещение на углу Большой Васильковской и Рогнединской улиц, но в 1897-1898 гг.
Кимаер выстроил для своей фирмы комплекс зданий на собственной усадьбе по улице
Николаевской (теперь Архитектора Городецкого).
К
слову, именно Владислав Городецкий вместе с коллегой-зодчим Мартином Клугом
проектировал эти строения — нарядный лицевой корпус для магазинов и конторы, а
также производственное помещение во дворе, оснащенное специальной паровой
сушильней и электромоторами. Фабрикант не жалел денег ни на оборудование, ни на
высококачественные материалы: для мебели Кимаера использовались лучшие сорта
дуба, ореха, красного дерева, обивочная ткань с Жирардовских мануфактур
(Польша), пружины из Риги и т. п.
Предприятие
австрийца отличалось высоким уровнем специализации. В состав фабрики входили
четыре отдела-цеха — столярный, токарно-резчицкий, матрасный и обойно-декоративный.
Основное производство с персоналом примерно в 60-100 рабочих было предназначено
для наиболее ответственных работ и сборки готовых изделий. Но еще человек
полтораста трудились во вспомогательных отделениях-мастерских, разбросанных по
окраинам. Оттуда поступали простые детали и заготовки. Заработная плата
соответствовала уровню сложности. За выполнение элементарных столярных операций
по шаблону рабочий получал рублей 25-30 в месяц; квалифицированные же мастера
могли рассчитывать на 70, а то и 80 рублей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий