15 июля 2019

Мебель для богатых (Часть 1)


Первосортная работа обходилась недешево. Например, Александр Пушкин, купив в 1830-е годы десятка полтора предметов мебели у знаменитой петербургской фирмы семейства Гамбс, получил счет на громадную по тем временам сумму — 1387 рублей. В романе “12 стульев” гостиный гарнитур тещи Кисы Воробьянинова недаром выставили на аукционе как “мебель из дворца”: Гамбсы действительно поставляли свою продукцию в царские покои!
Среди предприятий, получавших заказы у августейших особ, была и столичная мебельная фабрика “Мельцер и Ко”, основанная Федором (Фридрихом) Мельцером. Конечно, произведенные в промышленных условиях предметы стоили дешевле, нежели штучная работа. По данным на 1887 г. у Мельцера трудились свыше 200 рабочих, а годовое производство в денежном эквиваленте составляло 135 тысяч рублей. Рассказывают, что однажды император Александр III рассердился на фабриканта-мебельщика, когда тот якобы пытался дважды подсунуть счет за одну и ту же работу, и лишил его царских заказов, — но впоследствии опала была снята. Имелись у Федора Мельцера и киевские клиенты. К ним относилась, к примеру, семья знаменитых сахарозаводчиков Терещенко. Когда в 1882 г. для Федора Терещенко был выстроен роскошный особняк, фирма Мельцера не только изготовила для него немало мебельной фурнитуры, но и разработала проекты отделки деревом различных помещений. До сих пор в этом здании на Терещенковской улице (ныне — Киевская картинная галерея) сохранилось оформление интерьеров, в которых прежде были хозяйский кабинет и столовая. Среди художественных направлений, воплощенных в мебели Терещенко, был и так называемый “русский стиль”, популярный в отечественной архитектуре конца XIX – начала ХХ в. Примером продукции этого стиля может служить “славянский шкаф” из пароля-отзыва в популярном кинофильме “Подвиг разведчика”.
Лет двести назад в подавляющем большинстве рядовых жилых помещений стояли простые, грубо сколоченные столы да лавки. Ведь и жилье горожан тогда мало чем отличалось от крестьянской избы. Лишь при формировании сравнительно плотной городской застройки и присущего ей образа жизни в обиходе начала распространяться фабричная мебель.
Состоятельные клиенты все же предпочитали более оригинальные модели. Их потребности охотно удовлетворяли местные фабриканты — преимущественно выходцы из Австрии, которые были в курсе новинок “мебельной столицы” — Вены. Богачи на берегах Днепра могли быть уверены, что их меблируют по последнему слову европейской моды.
К концу позапрошлого столетия на рынке мебели Киевского региона лидировала фабрика австрийского подданного Иосифа Кимаера, основанная в 1884 г. Ее заказчиками выступали контора Государственного банка и Юго-Западные железные дороги, Городской (Оперный) театр и театр Соловцова, фешенебельная гостиница “Континенталь”. Мебелью “от Кимаера” были обставлены сотни богатых квартир не только Киева, но и Одессы и даже Санкт-Петербурга. Поначалу фабрика снимала помещение на углу Большой Васильковской и Рогнединской улиц, но в 1897-1898 гг. Кимаер выстроил для своей фирмы комплекс зданий на собственной усадьбе по улице Николаевской (теперь Архитектора Городецкого).
К слову, именно Владислав Городецкий вместе с коллегой-зодчим Мартином Клугом проектировал эти строения — нарядный лицевой корпус для магазинов и конторы, а также производственное помещение во дворе, оснащенное специальной паровой сушильней и электромоторами. Фабрикант не жалел денег ни на оборудование, ни на высококачественные материалы: для мебели Кимаера использовались лучшие сорта дуба, ореха, красного дерева, обивочная ткань с Жирардовских мануфактур (Польша), пружины из Риги и т. п.
Предприятие австрийца отличалось высоким уровнем специализации. В состав фабрики входили четыре отдела-цеха — столярный, токарно-резчицкий, матрасный и обойно-декоративный. Основное производство с персоналом примерно в 60-100 рабочих было предназначено для наиболее ответственных работ и сборки готовых изделий. Но еще человек полтораста трудились во вспомогательных отделениях-мастерских, разбросанных по окраинам. Оттуда поступали простые детали и заготовки. Заработная плата соответствовала уровню сложности. За выполнение элементарных столярных операций по шаблону рабочий получал рублей 25-30 в месяц; квалифицированные же мастера могли рассчитывать на 70, а то и 80 рублей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...