27 июля 2019

Чешские промышленные предприятия в Киеве 100 лет назад (Часть 4)


После забастовок законодательно был установлен 10-часовый рабочий день и соответственно снижена зарплата. Появились признаки некоторой демократизации. Были еще какие-то уступки хозяев. Но почувствовалось ухудшение материального положения и психологического состояния, как в семьях, так и на работе. Только к 1907 году стало спокойнее. При заводе был открыт детский сад. В этом участвовали «Товарищество дневных приютов для детей рабочих» и представительницы Женского фребелевского педагогического института.
Магнаты сахарной промышленности украинских, польских и российских губерний высоко ценили технические возможности завода, талант Йозефа Криванека и других специалистов. Поэтому было много заказов. Криванек во все вникал сам. Третью часть своего времени он проводил в поездках по заводам и стройкам, где монтировалось изготовленное в Киеве оборудование. Тысячи верст изъездил в поездах, колясках, кибитках и крестьянских санях в любую погоду по проезжим и непроезжим российским дорогам, пыльным или заболоченным, зимой заснеженным. В то время способ путешествий был не комфортный. Нерегулярное питание и недосыпание не благоприятствовали его здоровью. А после недель отсутствия дома его ожидало много персональных писем, конференции, совещания в киевских канцеляриях, предложения и планы дальнейших реконструкций. На заводе техническая канцелярия ждала «пана инженера Криванека». Чтобы облегчить свой труд, он принял технического руководителя, но не был удовлетворен этим.
Как у рабочих, так и у мастеров, у служащих канцелярии — везде он пользовался уважением. Сотрудники видели его знания, осведомленность и его огромный труд и результаты, которые приносили всем пользу. Разбирался он во всем, будь то паровая машина, котельная, жестяные работы или стальные конструкции. Специалисты чешских и заграничных технических школ высоко оценивали знания и опыт инженера Криванека.
Будучи «большим заводчиком», он был необычайно скромным. Никогда не называл себя инженером, хотя это был тогда престижный титул, а просто говорил свое имя — Осип Иванович Криванек. Оно открывало двери важных кабинетов и знатных домов владельцев сахарных заводов и богачей. Его клиентами были в разное время сахарозаводчики графы Бобринские, камергер Сильванский, купцы Терещенко, Бродские и другие.
Итогом деятельности Криванека было завершение строительства в 1908 году железнодорожной ветки длиной в два километра от Юго-Западной железной дороги к заводу. Она и сейчас проходит от станции Святошин, между выросшими городскими кварталами, пересекает нынешние улицы Полковника Шутова и Гарматную, скрывается за заводской оградой. Также в 1909 году завод начал выпускать первые в России двигатели Рудольфа Дизеля.
Когда дети Криванеков подросли и нужно было дать им высшее образование в чешских «высоких школах», как их называли на родине, а также возникло стремление отдохнуть и поправить здоровье, то в 1909 году вся семья выехала в Чехию. Теперь Йозеф Криванек приезжал на завод несколько раз в году и пребывал там по несколько недель. В то время статус завода был изменен, и он стал в 1909 году акционерным обществом. В числе акционеров был Криванек и члены его семьи, жившие теперь в Чехии. Заводом продолжали руководить его коллеги Я. Гретер и Ф. Витачек. На первые роли в руководстве выдвинулись российские подданные инженеры Франтишек Штефан, Йозеф Мишковский и гражданин Австрии Йозеф Покорны. Специалисты старшего поколения постепенно уходили с завода, открывая свои предприятия в городе, или занимали ведущие должности на других заводах Киева, Бердичева, Екатеринослава, Луганска, Краматорска, Казани и других городов, которые создавались в основном иностранными предпринимателями. В 1910 году умерла в Праге жена Криванека Алисиа. Летом того же года Йозеф Криванек тяжело заболел в Киеве, вернулся в Прагу и осенью умер в возрасте 53 лет. Похоронили его в Праге на Виноградском кладбище. Семейное надгробие сохранено до наших дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...