Йозеф Криванек родился 1857 году в семье мастера-плотника, строительного предпринимателя из маленького города Горжовице, что в 50 км к юго-западу от Праги. Его братья посвятили себя семейному ремеслу плотников и строителей. Йозеф унаследовал от отца ум и способности, любовь к труду, бережливость, умеренность, простоту и честность. От матери, которая происходила из семьи кирпичников Меильбекков, получил энергичность, решительность, настойчивость, упорство. С этими качествами хорошо прошел учебу, практику и всю жизнь. Учился в Прибраме в реальной гимназии. Став студентом промышленной школы в Праге, ходил дополнительно в техническую высшую школу, а затем окончил ее, одновременно подрабатывая уроками. В семье было семеро детей, поэтому он не мог ожидать помощи из дома. После учебы поступил на службу инженером в машиностроительную фирму Броумовского и Шульца, где на заводах в Градце Кралове и Адамове приобрел технические, производственные и административные знания. С таким багажом он в 1882 году приехал в Киев, вокруг которого эта фирма монтировала сахарные заводы. В то время в Юго-Западном крае, как тогда называли Киевскую и окружавшие ее губернии, стремительно строились новые и реконструировались старые сахарные заводы, «цукроварни» по-чешски. Й. Криванек руководил монтажными работами на заводах и быстро приобрел известность в отрасли. Когда его шефы уехали на родину, то доверили ему самостоятельное руководство работами. В тридцать один год Йозеф Криванек женился, а когда ему была предложена доля в полуразвалившемся заводике упомянутого выше швейцарца Якуба Гретера, то рискнул. Он оставил перспективную службу в солидной фирме, где проработал семь лет, и стал совладельцем небольшого завода.
С приходом Йозефа Криванека началась перестройка завода. Якуб Гретер взял на себя административные и хозяйственные обязанности, а Криванек стал главным техническим руководителем. Завод преображался. В 1890 году на той же заводской площадке началось строительство высокотехнологичного, по тем временам, завода. Покупалось оборудование, возводились новые постройки и перестраивались старые. Но не хватало квалифицированных рабочих. Йозеф Криванек приглашал их из Чехии, со своей родины — Среднечешского края, округа Горжовице, а также из Рокицан и Пльзени, Западночешского края. В 1890 году приехали котельщики Шибнер, Герман Круцкий, Вацлав Шлейснер, Ян Панчохаж; слесари Гибнер, Готлиб, Кучера, Иван Кашпар и др. Вскоре прибыл опытный управленец Карел Вайднер, токари Франц Беем и братья Ян и Генрих Хорваты, литейщики братья Ян и Роберт Кашпары и др. Каждый год из Чехии приезжали новые специалисты, определявшие дальнейшее развитие завода.
Криванек видел перспективу развития и заботился, чтобы были ученики из местного населения. За четыре года завод вырос в крупнейшее в Киеве предприятие, оно по количеству рабочих уступало только железнодорожным мастерским. Так, по архивным данным на 7 июня 1894 года, на заводе работало взрослых рабочих — 772, подростков (15—17 лет) — 152, малолетних рабочих (12—15 лет) — семь. Всего 931 человек. В 1896 году на завод был приглашен специалист по паровым котлам инженер Фердинанд Витачек, земляк и коллега Криванека по предыдущей работе. В этом же году завод был награжден Золотой медалью ярмарки в Нижнем Новгороде за модель паровой машины новой конструкции.
За следующее десятилетие завод еще вырос и выдвинулся в ряд крупнейших машиностроительных предприятий на западе России. В этом была великая заслуга Осипа Ивановича Криванека. Он предлагал планы строительства, размещения, установки новых механизмов и оборудования, вникал во все проекты и разработки, руководил строительством, установкой и пуском. Это могло быть делом нескольких работников.
Так появился котельный цех, после него великолепный литейный цех, позже пристроили сталеплавильню, модельный, столярный и инструментальный цехи, началось производство листа для рафинадных форм и другие вспомогательные производства, был перестроен механосборочный цех. Увеличили территорию завода, она превысила шесть гектаров, поглотив в начале часть улицы 1-я Дачная линия, а позже — часть 2-й Дачной линии (между нынешними ул. В. Гетмана и Гарматной). Построили новую современную канцелярию. Памятником той эпохи стоит сейчас между проходной и заводоуправлением дом Якуба Гретера. Тогда это был угол Заводского переулка (ныне ул. В. Гетмана) и той части 2-й Дачной линии, которую позже поглотил завод.
Новый завод стал серьезным конкурентом завода Эмиля Шкоды в Чехии, поставлявшим оборудование для сахарных заводов. Продукция его была дорогой из-за транспортных расходов и таможенных сборов. Годовая продукция чешского «Завода на дачах» стала измеряться миллионами рублей. Был внесен большой вклад в развитие пищевой промышленности России того времени. Завод поставлял оборудование для строительства и реконструкции многих сахарных, рафинадных, спиртовых, пивоваренных, а также государственных водочных заводов, мельниц, для строительства элеваторов, кирпичных и лесопильных предприятий. Его паровые машины, котлы работали по всей России. Железные мосты и разные металлические конструкции поставлялись даже за Урал в Сибирь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий