18 июля 2019

Миллионеры, которые изменили Киев (Часть 2)


Градостроительную деятельность Всеволод Демченко, окончивший Петербургский Институт инженеров путей сообщения, начал в первых годах XX века. Купив на углу улиц Лютеранской и Меринговской (ныне Заньковецкой) в Киеве усадьбу, Демченко начал строительство самого высокого в городе здания. Однако ему удалось возвести лишь одну секцию здания, а угловая высотная часть так и не была построена. Вероятно, из-за нехватки средств.
В 1906 году Демченко был избран гласным Городской Думы и стал председателем мостовой комиссии. Через год в специальном докладе предприниматель отметил, что большинство русских городов обладают мостовыми, «передвижение по которым является пыткой». И предложил вместо булыжника использовать каменные кубики, испробованные в Германии. Асфальт для киевских крутых улиц не подходил – в то время его укладывали на «почти или совершенно горизонтальных улицах». В 1909 году город взял заем, из которого миллион рублей предназначался для улучшения киевских мостовых. За два сезона (1909 и 1910 годы) Демченко сумел «перемостить» Думскую площадь (Майдан Незалежности), Крещатик, Прорезную, Владимирский спуск и другие улицы центральной части Киева. Было выбрано два способа мощения: из больших кубиков (торцевой) и из малых кубиков (мозаичный). Первый использовался на основных магистралях, второй – для наклонных участков. При этом одна квадратная сажень (порядка 4,5 кв. м) торцевого мощения обходилась в 50 рублей – месячное жалование мелкого чиновника. Мозаичный вариант был дешевле – почти 34 рубля. Для мозаичного мощения использовался базальт из Волынской губернии, а крупные куски для торцевого мощения заказывали в Швеции. Известно, что в начале работ Демченко даже просил полицейских следить, чтобы грузовые подводы ехали по мостовым шагом. На одной из газетных карикатур Всеволод Демченко продвигается по замощенной улице на цыпочках, предостерегая: «Осторожно, господа, здесь новая мостовая!»

Многие тогда недоумевали: зачем надо было заново мостить весь город в такой спешке, да еще и закупая материал в Швеции. Отгадка была проста: за эти два года Демченко построил для себя три крупных доходных дома (два в начале улицы Ольгинской и один на Большой Житомирской, 25). А еще через год он въехал в особняк, известный сегодня как «Дом с кариатидами» (ул. П. Орлика, 3). Поделился Всеволод Яковлевич и с городским головой, без участия которого такую схему провернуть было нельзя:  Ипполит Дьяков, занимавший в то время должность градоначальника, также обзавелся новым многоэтажным доходным домом.
В 1912 году Всеволод Яковлевич уже избирается членом IV Государственной думы. В парламенте он становится вице-председателем комиссий путей сообщения и по местному самоуправлению, а также членом еще ряда комиссий – бюджетной, по торговле и промышленности, по городским делам, по военно-морским делам. С началом Мировой войны Демченко выгадал себе денежную должность члена Особого совещания по перевозке топлива, продовольствия и военных грузов, одновременно при этом руководя Снарядным заводом на Демеевке. Известно, что во время Гражданской войны Демченко явился к гетману Скоропадскому с собственноручно составленным списком членов правительства, на назначение которых были согласны ведущие бизнесмены Киева. Однако позже, с падением режима гетмана, он иммигрировал и жил до 1933 года сначала в Австрии, а позже в Германии и Италии

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...