24 июля 2018

Прекрасные и коварные киевлянки. Мария Андреева. Часть 1


Эту женщину называли «Товарищ Феномен», именно такую партийную кличку дал ей сам вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Ее жизни хватило бы не на одну историю: сотрудница Внешторга, актриса, светская львица, революционерка, авантюристка, подруга великого писателя – все это один человек. Впрочем, главным ее талантом была красота, перед которой мало кто мог устоять.





 Мария Федоровна Юрковская (Андреева – сценический псевдоним) родилась 4 июля 1868 года в Санкт-Петербурге, в знаменитой театральной семье. 
Ее отец Федор Александрович Федоров-Юрковский, потомственный дворянин и морской офицер, оставивший службу ради карьеры актера. Его супруга – Мария Павловна Лелева-Юрковская происходила из остзейского рода баронов Лелиенфельдов. Уже с раннего детства, Мария не сомневалась, что ее ждет слава актрисы и ради этого готова была на все. 
Дебютирола как актриса она в составе антрепризы Медведева в Казани и к ней сразу же пришел грандиозный успех. Поклонники толпами ходили за ней в надежде на благосклонность, но в качестве супруга Мария выбрала самого достойного – тайного советника Андрея Алексеевича Желябужского, который был старше ее на 20 лет (Маше было 20). 
Вскоре он получает назначение в Тифлис, где супруги вступают в местное Артистическое общество и выступают под псевдонимом Андреевы (его она оставит себе на всю жизнь). Желябужский был терпеливым человеком, но все же ажиотаж, который вызывала супруга, его - напрягал, с трудом добившись назначения в Москву, он надеялся, что рамки московского общества смогут сдержать взбалмошную натуру супруги, однако этого – не произошло. Мария Федоровна вступает в Общество искусства и литературы, где ее партнером и учителем становится сам Константин Сергеевич Станиславский. 


 Ее дебют на московской сцене происходит 15 декабря 1894 в пьесе «Светит, да не греет» А. Островского и Н. Соловьева. В 1898 – Станиславский и Немирович-Данченко объявляют о создании Художественного общественного театра, и Мария Андреева становится примой новой труппы. В том же году, она знакомится с Саввой Тимофеевичем Морозовым – одним из богатейших людей Российской империи, фабрикантом и меценатом. 


 Морозов случайно попал на спектакль театра «Царь Федор Иоаннович» и стал большим поклонником Андреевой, да и самой труппы, жертвуя на ее развитие тысячи рублей. Так появление нового здания театра на Камергерском переулке – его заслуга (Савва Тимофеевич пожертвовал на его строительство 300 тыс. рублей). На правах члена правления МХТ (Московский Художественный Театр) Морозов, выбивал для любимой Машеньки лучшие роли, а также оплачивал огромные долги труппы, да и самой Андреевой давал большие суммы, не спрашивая зачем. Впрочем, мало кто знал, что деньги Морозова, Мария Федоровна тратила не на драгоценности и шмотки, а жертвовала социал-демократической партии (эсдеки), с членами, которой она познакомилась через репетитора студента Дмитрия Лукьянова (с ним у нее был короткий роман). 

 Сам Лукьянов скончался от чахотки, но к тому времени Андреева уже была тесно связанна с большевиками. Некоторые утверждают, что роман Андреевой и Морозова был изначально спланирован Лениным, чтобы привлечь если не самого Савву Тимофеевича, то его деньги к революционной деятельности. Если и так, то задание свое товарищ Феномен – выполнила, ведь Морозов пожертвовал на нужды большевиков около 500 тыс. рублей. (!!!) Но рост «по партийной лестнице» привел к постепенному снижению ее статуса в театре, так на титул примы претендовала Ольга Леонидовна Книппер (ученица Немировича-Данченко), которая хоть и не обладала красотой и обаянием Андреевой, была талантливее, как актриса. К тому же в 1901, Книппер стала женой Антона Павловича Чехова, на которого Мария Федоровна также имела виды и стала получать главные роли в пьесах. Такого тщеславная натура уже вынести не могла, к тому же масла в огонь подлили слова Станиславского: «Андреева – актриса полезная, Книппер – до зарезу необходимая!» Не желая быть номером 2, Мария Федоровна стравливает между собой Станиславского, Морозова и Немировича-Данченко, оба режиссера не разговаривают друг с другом,  а Морозов с обеими, но место примы все равно остается за Книппер. Семейная же жизнь Андреевой также давно разладилась, Желябужский живет с другой женщиной. Но тут, в жизни Марии Федоровны вспыхивает новый яркий роман, о котором я расскажу вам завтра.


Хотите еще интересных историй? Приходите на экскурсии от Киевского КОДа!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...