19 июля 2018

Тайны Малой Житомирской (Александр Мурашко младший)


 Дом №14 по улице Малой Житомирской печально известен, пожалуй, всем киевлянам. Усадьба Мурашко, как и Дом Сикорского на Ярославом Валу – находятся в ужасном состоянии и вспоминают о них лишь накануне выборов. Уже много лет, городские чиновники обещают отремонтировать памятники архитектуры, но воз и ныне там. 

 Будучи влюбленнsv в наш город, у меня просто слезы наворачиваются, глядя на то, как мы относимся к своей истории. Тем не менее, не будем о грустном, сегодня я расскажу вам историю об обитателях этого дома, а точнее о знаменитом художнике – Александре Мурашко младшем.



 Знаменитый украинский художник, родился 26 августа 1875 года в Киеве, однако до 7 лет жил у своей бабушки на Черниговщине, пока его дядя – Николай Мурашко – известный педагог и художник, директор собственной школы художников не забрал его к себе в Киев. В школе Мурашка, в отличии от других, царили принципы равенства.  Дело в том, что в то время велась «необъявленная война» между представителями двух художественных течений реалистами и импрессионистами, которые обвиняли друг друга в откровенной халтуре. 



 В мастерской дяди, юный Мурашко проникся любовью к рисованию. Вскоре его родители - Александр Мурашко старший (некоторые утверждают, что не отец, а отчим, хотя сходство поразительное) и Мария Крачковская официально оформляют свои отношения (старший Мурашко долго не хотел жениться) и также переезжают в Киев. До этого они проживали в Чернигове, где у Александра старшего была небольшая иконописная мастерская, основанная в 1827. От своего брата Николая, владелец мастерской узнает, что в Киеве запланированы большие работы по оформлению Владимирского собора и, получив подряд на позолотные работы и роспись, переносит свою мастерскую сюда.


 «Отец» собирался привлечь «сына» к работе и сделать из него резчика по дереву или иконописца, но младший Мурашко твердо решил стать художником и учиться в Петербургской академии художеств. Надо сказать, что по своему характеру старший Мурашко был драконом (деспотом, человеком считающим свое мнение единственно правильным), в отличии от «сына» - мага (человека более демократичных взглядов). Разница в характерах приводила к конфликтам в семье, младший Мурашко на время сдался воле «отца» и попробовал стать резчиком и иконописцем, однако душа его к этому не лежала, и он все равно мечтал о карьере художника. 

 Впрочем, были люди (покровители), которые считали, что Мурашко младший, безусловно, должен стать живописцем, к таким относились его дядя Николай, известный искусствовед Андриан Прахов и великий художник Виктор Васнецов. Конфликт с родителем привел к тому, что Мурашко сбегает из дома и переселяется на Кукушкины дачи (историческая местность от Аскольдовой могилы до Магдебургской колонны). 

 Место это было, мягко говоря, стремное. Свое название оно получило от обитавших здесь дам легкого поведения (по другой версии – некой купчихи Кукушкиной), которые завлекая прогуливавшихся здесь вечером господ, высовывались из-за деревьев и говорили «Ку-ку». Местная шпана и бандиты, также жившие тут, служили для них сутенерами и охраной. В таком месте с юным мальчишкой могло произойти все что угодно, однако местная публика Мурашка не обижала, ведь он был талантливым портретистом, а иметь собственный портрет мог не каждый, работа художников стоила дорого. Юное дарование подкармливали и охраняли, правда, так могло продолжаться лишь до зимы, ведь жизнь на Кукушкиных дачах в холодное время года замирала.

 Понимая это, Мурашко обратился к одному из своих покровителей (кому - неизвестно) с просьбой одолжить ему небольшую сумму денег (30 руб.), чтобы пережить зиму на хуторе. Покровитель (предположительно его дядя - Николай) одолжил ему 50 рублей, а сам направился к двум другим друзьям Мурашка – Прахову и Васнецову. Вместе, троица отправилась к его отцу «ругаться». 

 «Это же твой сын, - говорили они – Как ты можешь так с ним поступать?» Под напором аргументов, Мурашко старший сдался и помирился с сыном, отправив его на учебу в Петербургскую академию художеств. Там он попал в класс знаменитого Ильи Репина. Надо сказать, что преподавательской деятельностью тогда занимались многие известные художники, ведь профессия педагога была престижной и хорошо оплачиваемой, не то, что сейчас. По своему характеру, Репин также был драконом, к тому же рьяным реалистом, так что конфликт с «привыкшим к демократичности» Мурашко был неизбежен.



 Великий Репин откровенно не любил тех, кто с ним спорил и попросту игнорировал подобных. Попавший в опалу Мурашко был вынужден прервать обучение в академии на несколько недель, в это время он гуляет по городу и активно рисует, после чего берет Репина измором, заставляя взглянуть на свои работы. Репин признал свою ошибку и вернул благосклонность к ученику. Это был единственный случай в его практике, больше таких исключений великий Репин не делал не для кого. 

 Окончив академию с золотой медалью, Мурашко получил возможность бесплатно продолжить свое обучение на 3 года в Италии – стране маститых художников. Оттуда, ставший под влиянием Репина ярым реалистом, художник переезжает в Париж – мекку импрессионистов, где в его творчестве начинают проявляться нотки именного этого вида искусства. Понимая, что Париж – прекрасное место для творческого развития (пьянок и гулянок), но не для работы, Мурашко отправляется в Мюнхен с его по-немецки деловой жизнью. В 1904 он возвращается в Петербург, где пишет картину «Карусель», которая приносит ему мировую славу.



 Художник получает приглашение от всех ведущих галерей Европы. Его выставка из 25 работ проходит в Кельне, Берлине и Дюссельдорфе. В 1907, Мурашко в статусе всемирно известного живописца, окончательно переезжает в Киев, его дядя Николай, к тому времени уже умер, а отец – окончательно признал свою ошибку, похвалив сына. Киевляне же удивляются, почему картины их соотечественника выставляются по всей Европе, но их нет ни в одной галереи города. 



 Местные власти «понимая позор», срочно исправляют ошибку и покупают работы Мурашко, которые до сих пор экспонируются в киевских галереях. Некоторое время художник преподает в школе своего дяди, которая к тому времени стала государственной. Ощущая, что прежний дух равноправия и свободы творчества здесь больше не живет, Мурашко покидает заведение и основывает собственную школу. 



 После смерти отца, он продает усадьбу на Малой Житомирской и вместе с супругой переезжает жить на Лукьяновку. Для школы Мурашко арендует верхний этаж самого высокого (12 этажей) дома Киева – Небоскреба Гинсбурга (на его месте ныне гостиница «Украина»). В первый же день, в нее записывается более сотни человек. 

 Художнику не суждено было прожить долго (всего 43 года) и умереть своей смертью. 14 июня 1919, Мурашко поздно вечером прогуливался со своей супругой по Лукьяновке, к ним подошли люди в милицейской форме и попросили предъявить документы, после чего – супругу отпустили, а самого Мурашка попросили пройти до выяснения. На следующее утро, его нашли мертвым с пулей в голове. 



 Похоронен Мурашко на Лукьяновском кладбище в Киеве. Кому помешал великий художник, никак не связанный с политикой, так и осталось загадкой, его убийц не нашли. Говорили, что это были переодетые бандиты, правда, ничего ценного у него не забрали или просто произошла ошибка. В любом случаи, память о нем живет, а его творчество продолжает радовать глаз европейской и киевской публики.

Другие Тайны Малой Житомирской, вам расскажут на экскурсии от Киевского КОДа.              

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...