06 июля 2018

Ивана Купала


В ночь с 6 на 7 июля украинцы празднуют Иванов день или Ивана Купала. Это народный праздник, посвященный летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. По времени проведения он совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. В этом празднике соединились элементы как языческой, так и христианской культуры, хотя сама православная церковь празднования Ивана Купала не приветствует.



 Дохристианское название праздника – неизвестно, эпитет же Ивана Купала является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, с греческого оно переводиться как «купатель». Kopati – по славянским представлениям, обозначало ритуальное омовение, очищение, происходящие при купании в открытых водоемах. Божество «Купала» впервые упоминается в 17 веке, в поздней Густынской летописи, однако, на самом деле, является ничем иным, как недоразумением. Дело в том, что летописец, описывая «бесовские игрища», ошибочно принял название праздника за имя языческого Бога, чем ввел в заблуждение исследователей славянской мифологии. Что же касается церкви, то «празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них» осуждает 65 правило Трулльского собора. В Средневековье обряды и игрища этого дня считались бесовскими и запрещались. В этот день, у христиан принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли или за здоровье детей.

 Народные же обряды Ивана Купала связаны с водой, огнем и травами. Основная их часть происходит ночью. Так, считается, что на праздник нужно обязательно искупаться в речке или озере до захода солнца, а ближе к закату – зажечь на берегу костер. Часто огонь для этого, добывают древним способом – трением дерева о дерево. В центре купальского костра ставят столб, на который сверху крепят колесо, иногда на него кладут конский череп, именуемый «видьма», который сбивают в огонь, после чего молодежь веселиться у костра. В ночь на Ивана Купала выбирают «суженных» и совершают брачные обряды: прыгают через костер, взявшись за руки, обмениваются венками (венок – символ девичества), ищут легендарный цветок папоротника и купаются в утренней росе. В древние времена только после Купала переставали петь веснянки, а также не ели вишню до этого дня, женщинам вообще советовали не есть никаких ягод до дня Ивана, иначе у них будут умирать малые дети.


 В представлениях гуцулов, после Купалы наступают «воробьиные ночи», когда часто гремят гром и молния. Это гуляют грозовые духи, соединяя небо и землю и так будет аж до Ильи, старинного Громового праздника. К празднику, также часто приурочивают жертву первых плодов, созревших к этому времени. Обязательным обычаем этого дня является купание, ведь считается, что в это время из рек выходит вся нечисть, и вплоть до дня Ильи купаться безопасно. Христиане же купаются в святых источниках, вода в них в этот день якобы обладает чудодейственной и магической силой. По народным поверьям, вода в этот день «дружит» с огнем, именно поэтому и зажигают костры на берегу – символ единения двух стихий. Праздновать Ивана Купала или нет, как и верить в народные обычаи или не верить, конечно, дело каждого, лично я убеждена, что хотя бы раз в жизни стоить побывать на праздновании дня Ивана и окунуться в его атмосферу. А, глядишь, вы действительно найдете цветок папоротника, а он, чем черт не шутит, принесет вам удачу.

Хороших всем праздников! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...