18 июля 2018

Тайны Малой Житомирской (Шолом-Алейхем)


 В доме №17 по Малой Житомирской проживал Моисей Мазор, который был женат на  племяннице известного еврейского писателя Шолом-Алейхема – Натальи. Именно о нем будет моя сегодняшняя история.

 Соломон Наумович Рабинович (настоящее имя Шолом-Алейхема) родился 2 марта 1859 года в городе Переяслав. Детские годы, будущий основоположник современной художественной литературы на идише, провел в небольшом селе Воронькове (Киевская обл.).



 В 15 лет, вдохновленный историей о Робинзоне Крузо, он пишет собственную еврейскую версию произведения и решает стать писателем, взяв псевдоним Шолом-Алейхем. После окончания школы, в 1876, сирота (мать умерла, когда ему была 13) подрабатывал учительством у богатого еврейского предпринимателя Голдэ Лоева, три года обучая его дочь – Ольгу. 

 Между учителем и ученицей вспыхнули чувства, но отец не был готов к столь социально неравному браку и уволил Шолом-Алейхема. Лишь через 6 лет, в 1883, вопреки воле отца, Ольга стала его женой и, впоследствии, родила 6 детей. После смерти тестя Шолом-Алейхем стал наследником колоссального состояния. Казалось растратить его невозможно, но писатель, как и многие творческие личности, распорядиться деньгами разумно не сумел. 


 К сожалению или к счастью, хороший автор, не всегда хороший издатель или игрок на бирже. Так, Шолом-Алейхем, не любя издателей и сам решая какие произведения стоит публиковать, спонсировал выпуск журналов, которые печатали произведения на идише. Но хорошие произведения не всегда хорошо продаются, так что издательство – было убыточным. Конечно, прокутить огромное состояние Лоевых лишь на этом было нереально, но увлекшись биржевыми спекуляциями в Одессе, Шолом-Алейхем настолько запутал свое финансовое положение, что разбираться с ним его супруге пришлось еще долго.

 Ольга была мудрой женщиной, и порядок в делах навела, правда, оказалось, что семья едва вышла в ноль (хоть без долгов) и состояние Лоевых безвозвратно утрачено. Благо, к тому времени (начало 20 века), Шолом-Алейхем приобретает известность как писатель и семья живет за счет его гонораров. 

 Критики называют его «еврейским Марком Твеном» из-за схожести стиля и юмора. Позже, при встрече с мистером Клеменсом (настоящее имя Твена – Самюэль Клеменс) Шолом-Алейхем скажет: «Знаете, меня называют еврейским Марком Твеном?» На что Твен, в свойственной ему манере, ответит: «Правда? Ну, тогда я – американский Шолом-Алейхем!»

 С 1883 года он (за исключением нескольких рассказов) пишет исключительно на идише. Одно из самых известных произведений Шолом-Алейхема – повесть «Тевье-молочник», пьесу по ней долгий годы с оглушительным успехом ставили в киевском театре им. Ивана Франка. Роль молочника Тевье исполнял блестящий Богдан Сильвестрович Ступка. Посол Израиля в Украине, как-то заметила, что украинец Ступка в образе еврея Тевье был «большим евреем», чем она сама. 


 Тем не менее, как я уже писала ранее, отношение к евреям в Российской империи было, мягко говоря, не очень..., на их дома часто случались погромы. В Киеве, хоть и более толерантном городе, они также случались, правда, обычно не доходили дальше Подола – места компактного проживания еврейской общины. Но в 1905, состоялся самый грандиозный погром евреев за всю историю нашего города, который закончился лишь на Липках разгромом усадьбы Бродских, недалеко от поместья Уваровых-Терещенко. Напуганный этими событиями Шолом-Алейхем вместе с семьей, уезжает в Швейцарию, а затем – Германию.


 С началом Первой мировой (1914), как российский подданный он был интернирован и выслан оттуда в нейтральную Данию, откуда перебирается жить в Америку - Нью-Йорк. Там Шолом-Алейхем и скончался 13 мая 1916 от туберкулеза. 


 Похоронен он на Старом кладбище (Old Mount Carmel) в Куинсе. В последние годы жизни Шолом-Алейхем получал много предложений вернуться на родину и сильно ностальгировал по Киеву, однако сделать этого так и не решился. Его внучка – писательница и педагог Бел Кауфман до сих пор живет в Америке.

Что касается Малой Житомирской, то она хранит еще немало секретов, так что приходите на экскурсию от Киевского КОДа.           

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...