В 1900, на гастролях в Севастополе, Андреева знакомиться с
Максимом Горьким – это было начало «крепкой дружбы».
Мария Федоровная успешно играет в пьесах по его произведениям, а на новогодней вечеринке МХТ в декабре 1903 было объявлено, что Горький и Андреева – муж и жена, при этом про официального мужа Марии Федоровны – Желябужском и жене Горького – Екатерине Пешковой (они обвенчались 1896) как бы забыли. Это действительно была любовь, правда, знакомые очень удивлялись, что может быть общего у людей с таким разным происхождением (она – дворянка, он – пролетарий (хотя на самом деле дед Горького – был купцом второй гильдии и оставил ему немалое состояние)) и характером (она – тонкая натура, он – грубоватый «босяк-самоучка»). Видимо их увлечение революционными идеями скрепили их союз крепче любовных уз.
Что удивительно, отвергнутый Морозов, не смог забыть Марию Федоровну и продолжал любить ее и помогать уже им обоим, продвигая пьесы Горького в МХТ. Он же финансировал попытку Андреевой организовать собственный театр после ссоры со Станиславским и ее ухода из МХТ, правда, затея так и не осуществилась. Впрочем, и его терпению настал конец, сначала Савва Тимофеевич разругался с Горьким, который распространял о нем неправдивые слухи, а позже и с самой Андреевой, а после погромов 1905 – Морозов понял, к чему может привести деятельность финансируемых им большевиков и отказался финансировать партию Ленина. Вместе с семьей Савва Тимофеевич уезжает отдыхать на Лазурный берег, в Канны, а 13 мая 1905 жена Саввы Тимофеевича нашла своего супруга с простреленной головой.
По мнению французской полиции – это было самоубийство, о чем свидетельствовала найденная рядом с телом записка, хотя тщательного расследования никто не проводил и многие утверждали, что в день смерти Савва Тимофеевич пребывал в прекрасном расположении духа и это убийство. В пользу этой версии говорит еще несколько фактов: ссора Морозова с Лениным и отказ от финансирования партии, да и то, что жизнь Саввы Тимофеевича была застрахована на весьма солидную сумму (100 тыс. рублей) в пользу актрисы Андреевой, причем большую часть полученных от страховки денег, последняя пожертвовала в пользу большевиков.
В последний раз Мария Федоровна вышла на сцену в октябре 1905, решив оставить театр на долгие годы и посвятить свою жизнь Горькому. В феврале 1906 – они, по поручению партии, отправляются в США, собирать средства на нужды революции. Собранная сумма в 10 тыс. долларов была незначительной, но парочке удалось добиться главного – дискредитировать царское правительство, в результате Российская империя не получила крупный кредит и дорога на Родину Горькому и Андреевой была закрыта. Они поселяются на острове Капри, в Италии, где в 1912, Горький открывает библиотеку и музей истории борьбы за освобождение России. Тоска по Родине и сцене приводит к размолвкам пары, в феврале 1913, когда в честь 300-летия дома Романовых объявляется амнистия, Мария Федоровна возвращается на Родину, оставив Горького на Капри (ему был нужен теплый климат).
Жизнь, казалось, налаживалась, но все оказалось не так радужно, Андреевой запретили жить и выступать в театре в Москве и она вынуждена переехать в Киев, где труппа театра была далеко не уровня МХТ, так что с театром пришлось завязать. В 1914 в Киев приезжает и Горький, они снова живут в месте, в доме по улице Лютеранской. После революции 1917, партия не забыла заслуг товарища Феномен, Марию Федоровну назначают «комиссаром театров и зрелищ союза коммун Северной области» (Петрограда и окрестностей) и Андреева целиком погружается в работу – организацию театров и театральных трупп. Ее главное детище – Большой драматический театр, на сцене которого она сыграет свои последние роли – леди Макбет и Дездемоны. Мария Федоровна, также принимает активное участие в деятельности экспертной комиссии по продаже художественных ценностей заграницу. Активная работа наполняла жизнь Андреевой смыслом, однако Горький почувствовал себя брошенным и завел роман на сторонне с Марией Закревской-Бенкендорф.
Это Это очень задело Марию Федоровну, ведь ей было 52, и большую часть жизни она отдала Горькому, впрочем, расстались они мирно и еще долгие годы поддерживали дружеские отношения.
После этого, Андреева получает новое назначение – заведующей художественно-промышленным отделом СССР в Германии, а позже – уполномоченной Наркомвнешторга по делам кинематографии. Сын Марии Федоровны – Юрий Желябужский стал со временем знаменитым оператором и режиссером. В Берлине, Андреева завела роман с бывшем секретарем Горького – Петром Петровичем Крючковым (кличка - Пе-пе-крю), который был младше ее на 17 лет. Возможно – это был своеобразный реванш перед бывшим «супругом». Говорят, что Крючков был связан с НКВД и принимал активное участие в подготовке «безвременной кончины» сначала сына Горького – Максима Пешкова, а затем и самого писателя. Знала об этом Мария Андреевна или нет – неизвестно, но на похоронах она шла вместе с супругой Горького – Екатериной Павловной, убитая горем. Последним назначение Андреевой – был пост директора московского Дома ученых на Кропоткинской, в 1931, который она превратила в одно из самых интересных мест в столице.
Скончалась Мария Федоровна 8 декабря 1953 в возрасте 85 лет. На ее похоронах произносили пламенные речи, какую выдающуюся роль товарищ Феномен сыграла в русской революции, но никто не вспомнил о главном – ее таланте, красоте, умении любить и быть любимой…
Мария Федоровная успешно играет в пьесах по его произведениям, а на новогодней вечеринке МХТ в декабре 1903 было объявлено, что Горький и Андреева – муж и жена, при этом про официального мужа Марии Федоровны – Желябужском и жене Горького – Екатерине Пешковой (они обвенчались 1896) как бы забыли. Это действительно была любовь, правда, знакомые очень удивлялись, что может быть общего у людей с таким разным происхождением (она – дворянка, он – пролетарий (хотя на самом деле дед Горького – был купцом второй гильдии и оставил ему немалое состояние)) и характером (она – тонкая натура, он – грубоватый «босяк-самоучка»). Видимо их увлечение революционными идеями скрепили их союз крепче любовных уз.
Что удивительно, отвергнутый Морозов, не смог забыть Марию Федоровну и продолжал любить ее и помогать уже им обоим, продвигая пьесы Горького в МХТ. Он же финансировал попытку Андреевой организовать собственный театр после ссоры со Станиславским и ее ухода из МХТ, правда, затея так и не осуществилась. Впрочем, и его терпению настал конец, сначала Савва Тимофеевич разругался с Горьким, который распространял о нем неправдивые слухи, а позже и с самой Андреевой, а после погромов 1905 – Морозов понял, к чему может привести деятельность финансируемых им большевиков и отказался финансировать партию Ленина. Вместе с семьей Савва Тимофеевич уезжает отдыхать на Лазурный берег, в Канны, а 13 мая 1905 жена Саввы Тимофеевича нашла своего супруга с простреленной головой.
По мнению французской полиции – это было самоубийство, о чем свидетельствовала найденная рядом с телом записка, хотя тщательного расследования никто не проводил и многие утверждали, что в день смерти Савва Тимофеевич пребывал в прекрасном расположении духа и это убийство. В пользу этой версии говорит еще несколько фактов: ссора Морозова с Лениным и отказ от финансирования партии, да и то, что жизнь Саввы Тимофеевича была застрахована на весьма солидную сумму (100 тыс. рублей) в пользу актрисы Андреевой, причем большую часть полученных от страховки денег, последняя пожертвовала в пользу большевиков.
В последний раз Мария Федоровна вышла на сцену в октябре 1905, решив оставить театр на долгие годы и посвятить свою жизнь Горькому. В феврале 1906 – они, по поручению партии, отправляются в США, собирать средства на нужды революции. Собранная сумма в 10 тыс. долларов была незначительной, но парочке удалось добиться главного – дискредитировать царское правительство, в результате Российская империя не получила крупный кредит и дорога на Родину Горькому и Андреевой была закрыта. Они поселяются на острове Капри, в Италии, где в 1912, Горький открывает библиотеку и музей истории борьбы за освобождение России. Тоска по Родине и сцене приводит к размолвкам пары, в феврале 1913, когда в честь 300-летия дома Романовых объявляется амнистия, Мария Федоровна возвращается на Родину, оставив Горького на Капри (ему был нужен теплый климат).
Жизнь, казалось, налаживалась, но все оказалось не так радужно, Андреевой запретили жить и выступать в театре в Москве и она вынуждена переехать в Киев, где труппа театра была далеко не уровня МХТ, так что с театром пришлось завязать. В 1914 в Киев приезжает и Горький, они снова живут в месте, в доме по улице Лютеранской. После революции 1917, партия не забыла заслуг товарища Феномен, Марию Федоровну назначают «комиссаром театров и зрелищ союза коммун Северной области» (Петрограда и окрестностей) и Андреева целиком погружается в работу – организацию театров и театральных трупп. Ее главное детище – Большой драматический театр, на сцене которого она сыграет свои последние роли – леди Макбет и Дездемоны. Мария Федоровна, также принимает активное участие в деятельности экспертной комиссии по продаже художественных ценностей заграницу. Активная работа наполняла жизнь Андреевой смыслом, однако Горький почувствовал себя брошенным и завел роман на сторонне с Марией Закревской-Бенкендорф.
Это Это очень задело Марию Федоровну, ведь ей было 52, и большую часть жизни она отдала Горькому, впрочем, расстались они мирно и еще долгие годы поддерживали дружеские отношения.
После этого, Андреева получает новое назначение – заведующей художественно-промышленным отделом СССР в Германии, а позже – уполномоченной Наркомвнешторга по делам кинематографии. Сын Марии Федоровны – Юрий Желябужский стал со временем знаменитым оператором и режиссером. В Берлине, Андреева завела роман с бывшем секретарем Горького – Петром Петровичем Крючковым (кличка - Пе-пе-крю), который был младше ее на 17 лет. Возможно – это был своеобразный реванш перед бывшим «супругом». Говорят, что Крючков был связан с НКВД и принимал активное участие в подготовке «безвременной кончины» сначала сына Горького – Максима Пешкова, а затем и самого писателя. Знала об этом Мария Андреевна или нет – неизвестно, но на похоронах она шла вместе с супругой Горького – Екатериной Павловной, убитая горем. Последним назначение Андреевой – был пост директора московского Дома ученых на Кропоткинской, в 1931, который она превратила в одно из самых интересных мест в столице.
Скончалась Мария Федоровна 8 декабря 1953 в возрасте 85 лет. На ее похоронах произносили пламенные речи, какую выдающуюся роль товарищ Феномен сыграла в русской революции, но никто не вспомнил о главном – ее таланте, красоте, умении любить и быть любимой…
Хотите еще интересных историй? Приходите на экскурсии от
Киевского КОДа!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий