30 июля 2018

Десятинная церковь


Мало кто из киевлян не слышал об этой знаменитой церкви. Руины ее находятся возле музея истории Украины в Киеве. Правда, вспоминая о ней, мы чаще подразумеваем церковь, построенную еще князем Владимиром, забывая, что Десятинных церквей в Киеве было три или 4, если считать построенный в 2006 (по некоторой информации - незаконно) небольшой временный храм-скинию. Давайте же разберемся с такой непростой историей Десятинной.
Первая Десятинная церковь


Действительно, первая Десятинная церковь, как первый полностью каменный храм Киевской Руси, была построена по указанию светлейшего князя Владимира, после Крещения Руси. Происхождение названия Десятинная, также большинству известна – Владимир жертвовал на строительство и содержание церкви десятую часть доходов государственной казны. Но мало кто задает вопрос, а зачем, собственно, так много?

Десятинная, по разным данным строилась с 989 (990 или 991) до 996 (т. е. 5-6 лет) греческими и русскими мастерами в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема (до нашего времени он не сохранился).  И хотя церковь, построенная в византийском стиле, в виде креста (как выглядела первая Десятинная доподлинно неизвестно) и была самой большой на то время в Киевской Руси, почему князю потребовалось столько денег на ее сооружение – не понятно.
Многие могут подумать о коррупции, ведь явление это всегда существовало на нашей земле, но на самом деле, все несколько прозаичнее, построив столь дорогую церковь – князь замаливал тяжкий грех. Дело в том, что недалеко от князя в усадьбе проживали Феодор Варяг и его сын Иоанн – первые христианские мученики на Руси. По легенде, еще в языческой Руси бросали жребий, кого стоит принести в жертву богу войны Перуну. В один «прекрасный» день фортуна «улыбнулась» сыну Феодора - Иоанну, однако Феодор отказался выдать сына, изобличая древних богов и проповедуя истинную веру.  Тогда, по одной из версий, Феодора и его сына казнила толпа язычников, по другой - дом отца и сына был сожжен вместе с ними по приказанию светлейшего князя (Владимира).



 Говорят, что после принятия христианства, в Киев из Византии приезжала делегация священнослужителей (ревизоры), которым Владимир, не без гордости показывал свой терем, приговаривая: «Посмотрите, какая красота!» Однако когда священники обратили внимание на пепелище возле терема и спросили, что это такое, князь поменялся в лице и ответил: «Ой, вы туда не смотрите,  там усадебка христиан была, но мы их сожгли нечаянно, когда язычниками были, но вы не волнуйтесь, мы на том месте церковь построим!» Подобный ответ, ревизоров удовлетворил.



Правду говорит легенда или нет, можно конечно спорить, но она вполне объясняет, почему строить на этом месте просто обычный храм было «не кошерно» (ой, это из другой оперы). В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался каррарский мрамор, привезенный с территории нынешней Италии (думаю объяснять, насколько это было сложно в то время - не нужно) за что современники также называли храм «мраморным». Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи священномученика Климента, папы Римского, утопленного в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году. Также сюда перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1039 году, уже при Ярославе Мудром, церковь повторно освятили. 


Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. В XIX веке высказывались предположения, что после пожара в Киеве 1017 года, церковь претерпела значительную перестройку. Некоторые современные историки оспаривают их,  полагая, что основанием второго освящения мог послужить еретический или языческий акт, но более достоверной причиной в настоящее время считают установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения. Существует также мнение, что повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. Был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти меры, вероятнее всего, представляли собой восстановление храма после частичного обрушения вследствие землетрясения. В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. А в 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под тяжестью забравшихся на своды местных жителей, пытавшихся спастись от монголов, однако высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения стенобитных орудий.


 Вторая Десятинная церковь

В 1630-х, по инициативе митрополита, святителя Петра Могилы, начались раскопки первой Десятинной церкви.  Тогда им в руинах были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. Череп князя положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове), затем его перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Кость и челюсть передали Софийскому собору.  Оставшуюся часть останков опять похоронили.


Святитель на месте Десятинной церкви построил храм в честь Святого Николая, который простоял до 1824 года. По завещанию, Петр Могила оставлял на восстановление Десятинной церкви тысячу золотых. В 1758 церковь нуждалась в восстановлении, которое было проведено под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (княгиня Наталья Долгорукая). Саркофаги были найдены и перезахоронены повторно.

Третья Десятинная Церковь

В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви киевскому археологу-любителю К. А. Лохвицкому, а позднее, петербургским архитектором Н. Е. Ефимовым был впервые открыт план фундаментов, найдены остатки мраморов, мозаик и фресок. 2 августа 1828 года освятили начало строительства новой церкви, которое доверили другому петербургскому архитектору - Василию Стасову. Храм был построен в русско-византийском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы 17 века, а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма 10 века. 



Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса знаменитого Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.

В 1908—1911 гг. фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там, где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы.  Полностью остатки фундамента были изучены лишь в 1938—1939 годах после окончательного сноса новой церкви.



Снесли третью и последнюю Десятинную церковь при советской власти, в 1928 году, как и множество других памятников культуры, а в 1936 году её остатки окончательно разобрали на кирпичи.



Все попытки возродить Десятинную  церковь уже в наше время, несмотря на обилие самых разных проектов, так и не увенчались успехом (храм-скиния 2006-го – не в счет).  Остается лишь надеется, что храм с более чем тысячелетней историей, если и не будет когда-то отстроен, то, по крайней мере, забыт. 
     

1 комментарий:

  1. Все як завжди цікаво, але чому на головному фото зображене те неподобство?

    ОтветитьУдалить

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...