Прославленный украинский хореограф Павел Павлович Вирский проживал в доме №10 по Малой Житомирской. Квартира в этом доме до сих пор принадлежит семье танцора, а известен он нам, прежде всего, как создатель украинского гопака. Да-да, не удивляйтесь, гопак в том виде, в котором мы привыкли его видеть, придумал именно он, ведь традиции казацкого гопака до нашего времени не сохранились, да и мало кто как плясали в те времена. Я не буду очень подробно рассказывать его биографию, больше полагаясь в своей статье на воспоминания его любимого ученика – Григория Николаевича Чапкиса, не менее известного в наше время хореографа.
Павел Вирский родился 12 февраля 1905 года в Одессе. В 1926 – закончил Одесское музыкально-драматическое училище, а в 1928 – Московский театральный техникум. Организатор (1937), балетмейстер (до 1940) и художественный руководитель (1955-1975) Ансамбля танцев УССР, ныне носящий его имя.
Для того чтобы понять какого масштаба был этот человек, достаточно привести несколько фактов: он один из немногих счастливчиков, которого в советское время пускали заграницу, причем в страны капиталистического мира (Англия, Франция, США и т.д.). Сотрудники КГБ, которые сопровождали ансамбль в заграничных поездках, боялись сказать ему слово поперек, ведь Вирский и его коллектив были брендом – своеобразной визитной карточкой СССР. Не выпустить Вирского из страны – означало жуткий скандал, а вот «провинившегося» сотрудника всесильного комитета вполне можно было заменить и отправить не в Нью-Йорк, а скажем – в Жмеринку.
Как видите, Вирский был человеком практически всесильным, правда, по воспоминаниям Чапкиса, вел очень скромный образ жизни: не имел личного автомобиля, обслуги и сам ходил за молоком, как и все советские люди, стоя в очереди. Знакомство Чапкиса и Вирского произошло в 1953 в Москве, куда Чапкис приехал на гастроли. Сам Вирский, в то время, был «второй скрипкой» в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Советской Армии (ныне Ансамбль Российской армии им. Александрова) после Александрова. Молодой человек, служивший в ансамбле песни и танца Украины, произвел на Вирского впечатление, и он пригласил его к себе, однако Чапкис тогда предложение не принял, он был женат и имел ребенка, а квартиру в Москве дать ему сразу не могли. Судьба свела их вместе через 2 года, после смерти Александрова, Павел Павлович не захотел оставаться в Москве (желающих на его место было достаточно) и переехал в Киев, где возглавил ансамбль, в котором служил Григорий Николаевич. Вместе они проработали 18 лет.
Сам Чапкис очень тепло отзывается о своем учителе, говоря, что всем обязан ему, Вирский и вправду не раз вступался за ученика, сделав его также парторгом ансамбля. Отношение к Вирскому резко поменялось после нелепого случая на гастролях в Мадриде. Григорий Николаевич вспоминает: «На гастролях в Мадриде, Вирский подал руку человеку (не зная, кто перед ним), который пришел за кулисы с женой и дочкой поблагодарить его за творчество». Человеком этим оказался – Отто Скорцени – известный нацистский спецназовец, вряд ли вы тоже помните, как он выглядел. Естественно корреспонденты, снующие повсюду, сделали несколько снимков и, хотя Скорцени не числился в списке военных преступников на следующий день разгорелся жуткий скандал. Газеты вышли с фото, на котором Вирский жмет руку человеку в нацистской форме – это был фотомонтаж. После этого жизнь Павла Павловича превратилась в ад.
В Киеве его постоянно вызывали в органы и требовали писать объяснительные. Всю команду КГБ, сопровождающую труппу, тут же уволили. Чапкису, как парторгу ансамбля, грозило исключение из партии и не выездной статус, однако Вирский отстоял ученика, заявив, что не поедет без него на гастроли. Уволить же самого Павла Павловича, как и запретить ему выезды заграницу, было невозможно, а вот всячески травить – запросто. Начальство не принимало его у себя, многие не подавали руки, друзья – отшатнулись, боясь, что Вирского посадят. Все это подорвало здоровье хореографа, как результат – два инфаркта и желудочное кровоизлияние, после которого его не спасли.
Опала спала на 70-летний юбилей Павла Павловича, который он отмечал дома в компании супруги и семьи любимого ученика Григория. Никто из друзей хореографа не осмелился ему позвонить, ровно до того момента, когда в квартире раздался звонок самого Владимира Щербицкого – генерального секретаря ЦК Компартии Украины, после этого телефон хореографа – не замолкал. Не задолго после этого, 5 июля 1975, Вирского – не стало.
Похоронен он на Байковом кладбище в Киеве. Вспоминая о своем учителе, Григорий Николаевич Чапкис говорил, что тот работал на износ и был требователен как к своим ученикам, так и себе.
Так, Вирский считал, что танцор всегда должен быть хорошо одет и приятно пахнуть, запаха пота он не терпел. Тренировки, которых было 2 в день, продолжались по 3 часа без перерыва. Будучи человеком еще царской эпохи и воспитания, Вирский не терпел доносы, коими всегда славился любой известный коллектив, и имел на этот случай оригинальное наказание. Он назначал третью тренировку в день, ведь считал, что уставшим танцорам некогда писать кляузы. Павел Павлович никогда не кричал и не обижался на подопечных, провинившегося, он просто игнорировал, что для последнего – означало конец карьеры в ансамбле.
Полное интервью Григория Чапкиса о своем учителе, вы можете прочитать на сайте газеты «Факты и комментарии», а если хотите узнать другие тайны Малой Житомирской – приходите на экскурсию Киевского КОДа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий