12 декабря 2019

Киевский железнодорожный вокзал (Часть 1)


Конечно же, проводник — это звучит гордо! И грозный, преисполненный чувства собственного достоинства (не гордыни), проводник столетней давности, — совсем не то, что типичная Верка Сердючка наших дней!
Железная дорога, в момент ее «наивысшего пилотажа», то есть в период, когда была она единственной нормальной дорогой (авиация на нуле, сухопутные пути в плачевном состоянии, а путешествие по воде долго и утомительно), обожествлялась. Местный «божок» считал себя «государством в государстве». Огромные участки земли отдавались под строительство бесчисленного множества объектов «железки». Рядом с насыпью вырастали городки железнодорожников, в инфраструктуре которых (на зависть остальным рабочим) были многочисленные жилые дома, собственные больницы и поликлиники, школы, столовые, пожарные депо, стадионы и даже театры! До сих пор Управление Юго-Западной железной дороги занимает в Киеве одно из самых больших по объему административных зданий в самом центре города.
Впервые понятие «вокзал» вошло в обиход чопорных англичан еще в 1822 году, и позже утвердилось в сознании избранных жителей Петербурга, посещающих Павловск. Каждый аристократ был обязан посещать это заведение, пить сельтерскую и слушать оркестры военной музыки. Вокзал совмещал тогда служебные, сугубо железнодорожные и не свойственные его далеким потомкам развлекательные функции. Киевляне, прекрасно осведомленные о том, что происходит в мире, ждали того момента, когда подобное заведение появится и у них.
Бывали в истории строительства железных дорог России случаи удивительные. Так, например, с дореволюционных времен имеет город Кологрив прекрасное в архитектурном отношении, под стать столичному, — здание железнодорожного вокзала. Все бы ничего, но железную дорогу там не проложили до сих пор! 
В Киеве, который был осчастливлен появлением сообщения по чугунке, вначале с Балтой, а чуть позже с Москвой еще в 1868 году, первый капитальный вокзал появился уже через два года. В то время это было громадных объемов здание, выстроенное из желтого кирпича в стиле английской готики. Автор проекта, — С. А. Вишневский приложил все усилия, чтобы обеспечить надлежащий комфорт обслуживающему персоналу и пассажирам. Перед зданием на привокзальной площади были оборудованы стоянки для экипажей, дилижансов и омнибусов, а позднее и автомобилей. Справа и слева от центрального корпуса размещались ресторации и залы ожидания для пассажиров 1 и 2 классов. Вокзал одним из первых в городе получил телефонную связь.
Его помещения и вся площадь, сразу же после начала применения электричества начали освещаться при помощи роскошных светильников. Казалось бы, монументальному творению Вишневского ничто не угрожало, но…
Железная дорога продолжала стремительное развитие, оплетая, словно паутиной «паровозным» сообщением всю огромную страну. Особенно преуспевала Юго-Западная. Уже к концу ХIX века сев в вагон на киевском перроне можно было сойти с него где-нибудь в Австрии и Польше, Одессе и Николаеве, крупных городах всего Правобережья.
К 1900 году Киевский вокзал оказался слишком тесным и не способным к принятию возросшего числа составов, пассажиров и багажа. Назревал вопрос сооружения нового, более вместительного вокзала. Долгое время Юго-Западная и Киево-Московско-Воронежская железные дороги спорили между собой относительно того, на средство какой из них будут возводить сооружение, поскольку требовались приличные капиталовложения. Споры эти ни к чему хорошему не привели. Только в 1907 году правительство решилось выделить значительные средства на полную реконструкцию вокзала.
Итак, разобрав старый вокзальный комплекс и построив невдалеке товарную станцию, от бывших зданий главной станции Киевских железных дорог к 1908 году не осталось следа. Вместо них, надеясь на скорое строительство капитальных сооружений, возвели временный деревянный павильон.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...