05 декабря 2019

Строительные конкурсы в Киеве (Часть 1)


Строительных конкурсов в дореволюционном Киеве проводилось мало. За сто лет — с первой трети ХІХ века до 1917 года — немногим более 20. Может быть, из-за того, что в Киеве не нашло применение конкурсное проектирование частного жилья — особняков и доходных домов. Единственный такой пример — конкурс на разработку особняка швейцарского подданного Вюрглера в Липках по улице Садовой в 1914 году. В основном по конкурсным проектам сооружали общественно-значимые здания и памятники.
В 1883 году были разработаны специальные «Правила для архитектурных конкурсов». В их основу легли три фундаментальные идеи об успехе конкурса — правильная и понятная программа его проведения, компетентность и честность жюри, соответствующее материальное вознаграждение конкурсантов. Московское, основанное в 1867 году, и Петербургское (1870 год) общества архитекторов прилагали усилия для правильной организации конкурсов. Конкурсы проходили общие и именные. К участию в именных лично приглашались известные архитекторы, которые, независимо от занятого места, получали оплату. Конкурсные программы строительства общественных сооружений разрабатывались также Министерством внутренних дел. Объявления о предстоящих соревнованиях среди архитекторов помещались преимущественно на страницах журнала «Зодчий» и в его приложении «Неделя строителя».
Но результативность конкурсов была низкой — лишь в столичном Петербурге за два года было реализовано три-четыре проекта, а в провинции польза от них была еще меньшей. Практически в каждом конкурсе правила нарушались. Неудивительно, что конкурсная идея подвергалась жесткой критике. «Нельзя указать такого конкурса, результаты которого не были бы потом оспариваемы со всех сторон, никакой художник с репутацией уже не идет нынче на конкурсы», — так характеризовал в 1888 году историк искусств Стасов архитектурные конкурсы. В 1910-х годах, когда наблюдался конкурсный бум, постоянно появлялись аналогичные критические замечания: «Если заняться конкурсом, то приходится считаться с безотчетными антипатиями судьи. Обыкновенно жюри составляют люди, хорошо известные в архитектурном мире. По их собственным работам можно судить об их тенденциях, и ловкий конкурент предпочтет отказаться в своей работе от индивидуальности, если взамен может дать нечто, отвечающее вкусам судей».

Одной из главных конкурсных проблем была материальная составляющая. Неудачность конкурсов, малочисленность конкурентов, отсутствие среди них корифеев архитектуры, слабость проектов объясняется, прежде всего, размерами премий. Гражданский инженер Монтаг даже предложил бойкотировать конкурсы, которые не имеют соответствующей квалифицированной подготовки и благоприятных для архитекторов условий. Часто Киевское городское общественное управление как заказчик имело право покупать проекты, не получившие премий, по цене одной четвертой. Общество архитекторов получало лишь 15-20% премий. Проекты, которые премировались и в последствии покупались, становились собственностью Киевской городской управы.
В соответствии с конкурсными правилами, киевские проекты, которым светило присуждение премии, должны были выставляться в помещении общества архитекторов, в Петербурге или Москве. После премирования проекты-победители и рекомендованные для купли надо было прислать в Киев для публичного обзора. На то время была распространена такая практика: в киевском конкурсе побеждал один проектант, чаще всего архитектор из Петербурга, но реализовывали проект специалисты из Киева, которые были иногда более опытными в практической работе и лучше знали местные особенности. Такая ситуация неоднократно вызывала справедливые возражения авторов «Зодчего», настаивавших на необходимости полного участия конкурсантов-победителей в строительстве. С другой стороны, представители провинциальных городов подвергали критике и заезжих мастеров, справедливо отмечая, что петербургские авторы не бывают в провинциальных городах и не желают привлекать местную рабочую силу и материалы.
Конкурсные интриги дореволюционного Киева привели к тому, что большинство проектов-победителей так и не были реализованы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...