10 декабря 2019

Кто создавал, содержал и опекал киевские музеи (Часть 3)


Киевский Музей одной улицы был создан общественной организацией творческим объединением «Мастер» в 1991 году. Этот музей не является историческим в обычном понимании, его можно назвать — музеем киевской старины и он посвящен обитателям Андреевского спуска. Музейная коллекция ТО «Мастер» насчитывает более 5000 уникальных экспонатов: предметов быта, редких украинских старопечатных книг, мемориальных комплексов знаменитых жителей Андреевского спуска, произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Мы хотели на конкретном примере истории одной улицы показать — без каких-либо идеологических предпочтений историю района, города и страны в целом. Способствует этому и особое художественное решение экспозиции, в котором предметы и события различных эпох как бы «оправлены в раму» стиля модерн, который у большинства посетителей ассоциируется со временем бабушек и дедушек и, тем самым, вносит в восприятие экспозиции свой личный аспект. Чрезвычайная насыщенность экспозиции помогает посетителю погрузиться в атмосферу прошлых лет. Таким образом, наш музей продолжает традицию жизни музеев, прерванную более восьмидесяти лет назад революционным хаосом. 
И напоследок хотелось бы привести выдержку из последней работы законодателя музейного дела, президента престижнейшего Европейского Музейного Форума Кеннета Хатсона (1916 — 1999): «Некоторые, возможно, даже многие музеи в течение ближайших двадцати лет прекратят борьбу за существование и закроются. Не за горами эпоха так называемых общественных музеев. Скорее всего, такие музеи будут целиком обслуживаться так называемыми волонтерами, которые будут финансово обеспечивать себя не за счет музея, а другими путями, и, в зависимости от их возможностей, опыта и образования, будут занимать самые разнообразные посты и позиции в музейном штате. Они будут организовывать музей как своеобразный клуб и стимулировать общественность к тому, чтобы воспринимать его именно таким образом. Большая часть общественных музеев будет посвящена вопросам местной истории в самых разнообразных формах. Они будут пополнять свои коллекции за счет подарков и получения наследства по завещаниям, и дабы узаконить свое дальнейшее существование, будут зарегистрированы как общества или фонды. Некоторые из них могут функционировать под покровительством местных органов власти, обеспечивающих музею помещение, принимающих участие в оплате отопления, освещения и уборки. Похоже, что в ближайшие двадцать лет можно будет наблюдать значительное количество «экспериментов», связанных с общественными музеями, равно как и с весьма эффективным использованием в этих музеях труда волонтеров, щедро наделенных воображением.
Очень большие музеи перестанут пользоваться популярностью. Есть множество свидетельств тому, что в последние годы люди предпочитают маленькие, более специализированные музеи, музеи «с воображением», которые могут быть осмотрены и осознаны за одно посещение.
В последнее время музеи вынуждены тратить неоправданно большую часть своих средств на содержание зданий. Это практически не оставляет денег на должное содержание музейных коллекций и достаточное финансирование новых направлений деятельности и исследований. Появилось стремление к тому, чтобы каждый музей был самостоятельным независимым образованием, законодательно свободным распоряжаться своими финансами и формированием внутренней политики как в области финансов, так и в сфере научно-практического развития. Правительства последовательно подходят к готовности передать музеям права, которые сделали бы возможным для музеев получение статуса «общественных культурных учреждений».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...