07 декабря 2019

Строительные конкурсы в Киеве (Часть 3)


Среди конкурсов встречаются и довольно непривычные, мелкие и недостойные, в нашем понимании, проекты. Например, в 1908 году по заказу Киевского городского управления состоялся конкурс на разработку проекта каменной лестницы, ведущей от Александровского (современный Владимирский) подъема к нижнему памятнику св. Владимиру. Жюри из четырех проектов выбрало вариант под девизом-эмблемой «Три концентрические круга». На небольшую премию в 300 рублей претендовали двое — архитектор-художник Ейснер и заказчик, представитель фирмы Черноморского строительного общества Штерцель. Когда они пытались через суд доказать свое авторское право на спорный проект, выяснилось, что на самом деле его разработал инженер Торов, сотрудничавший в то время с Ейснером. В конце концов, новый проект лестницы в 1915 году разработал архитектор Бобрусов, но он так и не был реализован.
До 1911 года Киевское земство не имело не то что здания, но и собственной земли, чтобы построить таковое. После приобретения участка на Владимирской, 33 земство объявило именной конкурс на лучший проект, выдвинув требования, чтобы будущий «храм земской самодеятельности» не походил на казенное сооружение, был выдержан в строгом, без примесей модернизма, стиле, например, «русский ампир» или «киевское барокко». Несколько известных архитекторов подали на рассмотрение конкурсной комиссии по два проекта. Резюме по проекту Алешина гласило: «недостаточно художественной выразительности и вкуса». Победил в конкурсе проект Щуко. Однако через несколько месяцев утвердили другой проект в стиле итальянского ренессанса, автором которого был… Щуко. В сентябре 1913 года начали строительство здания, но Щуко подает новый вариант. Проект утверждают. За три года строительства «храма земской самодеятельности» архитектор подавал еще несколько новых проектов, каждый раз что-то меняя и дополняя, и все их утверждали. Только башня, имитировавшая ратушу, так и осталась в чертежах. Через двенадцать лет, в 1928 году, Щуко руководил оформлением зала заседаний бывшего Киевского земства, на то время принадлежавшего Союзу профсоюзов.
Один из киевских конкурсов 1910 года был уникальным — несколько архитекторов представили свои проекты барского дома-особняка, который намеревался возвести на Садовой улице в Липках швейцарец, коммерсант, владелец нескольких машиностроительных заводов Альберт Вюрглер. Владелец усадьбы желал иметь двухэтажное каменное на жилом подвале здание с этажом для прислуги, прачечную, котельную с центральным отоплением, бильярдную. На первом этаже — вестибюль, кабинет, гостиную, столовую, буфет, комнату для игры в карты, на втором — будуар, спальни, гардероб, комнаты для гостей, зимний сад. Во дворе — непременно садик-цветник с выходящей на него верандой, над ней на втором этаже — открытый балкон. Но самым интересным было желание заказчика обустроить в доме молельню. Во дворе должно быть место и для лошадей, и для автомобиля. Обязательное условие — разместить на фасаде скульптурные барельефы Вильгельма Телля, Винкельрида и Люцернского льва, а также отобразить битву швейцарцев с австрийцами — легенды-символы швейцарской истории. В стиле, размерах и материалах конкурсантов не ограничивали. В комиссию в Санкт-Петербурге поступило 32 проекта. Из 15 проектов первой категории выбирали лучшие. Победителем конкурса был назван петербуржец Галинзовский. Но домовладелец Альберт Вюрглер так и не смог воплотить в жизнь свою мечту и дизайнерские фантазии архитекторов — началась Первая мировая война.
Музей древностей и искусств построен в 1897-1900 годах известным киевским архитектором Владиславом Городецким на основе эскизного проекта другого автора. На обсуждении конкурсных материалов в мае 1897 года большинство членов жюри отдали предпочтение работе под девизом «В короткий срок», автором которой оказался московский архитектор Бойцов. Из-за интриг, сопровождавших соревнование, Бойцов отказался от дальнейшего участия в конкурсе. Детальную разработку проекта и подготовку чертежей поручили Николаеву, бывшему городскому архитектору, члену правления Общества древностей и искусств — инициатору и организатору строительства музея. На протяжении нескольких месяцев Николаев дорабатывал проект, но его работу не утвердило губернское правление. Городецкий стал третьим архитектором, работавшим над созданием музея. Сравнивая два первых проекта, можно с уверенностью сказать, что градоначальники не ошиблись — вариант Городецкого явно удачнее.
В 1908-1912 годах на Бессарабской площади был построен крытый рынок — один из лучших примеров стиля модерн в Киеве. Спроектировал рынок польский архитектор Гай, а строительством руководил не менее талантливый киевлянин Бобрусов. Победитель конкурса Гай получил заказ на детальную разработку своего премированного проекта. За эту работу комиссия по строительству крытого рынка должна была заплатить архитектору 4500 рублей. Один из первых проектов рынка, выполненный также известным киевским зодчим Шлейфером в стилистике неоренессанса, кое в чем напоминал перенасыщенный кремом торт. Интересно, что на проекте сохранилась резолюция — «Безобразно».
В 1903 году в прессе появилась информация о конкурсе на расширение Киевского железнодорожного вокзала, который построили еще в 1870-м в стиле английской готики по проекту Вишневского. Сложность проекта состояла в соблюдении главного условия — строительство не должно останавливать движение поездов. В 1913 году утвердили проект петербуржца Владимира Щуко. Однако Первая мировая война, революция 1917-го и гражданская война отложили реализацию проекта на неопределенное время. Уже в советское время, в 1927 году, провели конкурс, в котором победил проект Вербицкого и Алешина. Строительство нового вокзала велось с 1929 по 1932 год.
Конкурсное проектирование в Европе известно еще со времен Возрождения, но широко распространилось во второй половине ХІХ века. В России конкурсная нива выглядела беднее, чем в Европе. С 1872 по 1900 год в Русской империи было проведено немногим более 130 конкурсов, в 1896 году подсчитали, что в России за 25 предыдущих лет прошло 93 конкурса. В Германии только за 1899-1901 годы провели 367 конкурсов, 159 из которых объявили частные лица, остальные — общественные и правительственные учреждения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...