06 декабря 2019

Строительные конкурсы в Киеве (Часть 2)


В 1873 году по улице Институтской, 7 появился дом киевской биржи. По мнению киевлян, он стоял слишком далеко от центральной улицы — Крещатика. Именно этим мотивировали градоначальники необходимость строительства новой биржи. В марте 1883 года конкурс на проект биржи объявил Киевский биржевой комитет. Но в печати сразу появились высказывания о плохой организации конкурса и некорректно поставленной задаче. Запрограммированное на неудачу строительство новой биржи закончилось скандалом. Из восьми проектов жюри не выбрало лучшего, но присудило условные вознаграждения конкурсантам по 300 и 200 рублей (золотое содержание рубля того времени составляло почти 0,8 грамма), оставив представленные на конкурс работы в собственности комитета. Этот факт вызвал негодование архитекторов. Новый дом биржи на углу Крещатика и Институтской все-таки был возведен по проекту начинающего киевского архитектора Шлейфера, чьи работы в последствии украшали город. К сожалению, здание киевской биржи не пережило Вторую мировую войну. Оценить его архитектурные достоинства можно лишь по сохранившимся фотографиям.
Здание Национальной оперы Украины — бывшего Городского театра — было построено лишь после проведения международного конкурса, в котором, опередив 17 претендентов, победил проект петербургского архитектора Шретера. В газетах того времени много писали о недоразумениях, возникших между победителем конкурса и заказчиком строительства театра. Дума не поручила разработку рабочих чертежей архитектору-победителю, а собиралась строить по конкурсному маломасштабному проекту. «Опять доказательство непростительного невнимания, если не незнания лиц, вершащих дела городского хозяйства.
К счастью, между гласными нашлись лица, сумевшие вовремя направить дело на должный путь. В настоящее время В. А. Шретер уже лично получил заказ», — писала пресса того времени. Наверное, Шретеру пошли навстречу, учитывая его звание академика и всероссийское признание. Но руководили строительством театра все же киевские архитекторы — сначала Кривошеев, а после 1898 года — Николаев.

В 1903 году был объявлен конкурс на проект училища им. Николая Терещенко (сегодня Киевский театральный институт, ул. Ярославов Вал, 40). «Киевская газета» сообщала по этому поводу: «Фасад здания училища им. Н. А. Терещенко, по получившему на конкурсе первую премию проекту П. Алешина, студента Института гражданских инженеров, выдержан, хотя и недостаточно строго, в русском стиле. Фасад этот красотой не отличается и значительно уступает фасадам двух других премированных проектов, г. Голландского и г. Реутова, но внутреннее расположение помещений в здании по проекту Алешина оставляет желать лучшего». Голландский все же принял участие в строительстве, завершившемся только в 1907 году. Интересно, что оба проекта — Голландского и Алешина — при сравнении кажутся схожими. А вот третий премированный вариант Реутова в стилистике раннего модерна мог бы совсем по-иному вписаться в архитектурную среду улицы, которую сегодня украшают несколько стильных модерновых домов.
Сооружение Николаевского костела стало грандиозным событием в Киеве. На конкурс, объявленный в 1898 году, было представлено 30 проектов. Премия за первое место — 900 рублей. Победил проект московского архитектора Гиппиуса. Второе место получил студент Института гражданских инженеров Воловский, эскиз которого переработал Владислав Городецкий, руководивший строительством костела в 1899-1909 годах.
В 1911 году закончили строительство Городской публичной библиотеки. Современники отнеслись к новому зданию достаточно критично. «Публичная библиотека в Киеве в смысле художественном не оправдывает того почетного виднаго места, которое было предоставлено городом под постройку. По-видимому, в провинции не оказывается пока талантливых строителей». На конкурс в 1909 году было представлено 37 проектов. Победителя ожидали лишь 500 рублей вознаграждения. Лучшим был признан проект Motto primavera архитектора Шехонина. Но жюри почему-то выбрало для реализации проект Збигнева Клаве «Вопросительный знак в круге», хотя первоначально он не вышел даже во второй тур — 13 наиболее интересных идей. Претендент на вторую премию, автор проекта «Восьмикопеечная монета» Павел Алешин, оказался замешан почти в детективной истории. На него в Киевскую городскую управу поступила жалоба автора проекта «Три венка» — будто бы Алешин без разрешения сфотографировал его роботу. Управа попросила немедленно возвратить негативы. Архитектор, который всегда отстаивал свои права и свою точку зрения, ответил, что проект был снят фотографом по ошибке, вместо одного из премированных, и выполнить требования управы отказался. Свою позицию Алешин аргументировал так: «Никакого закона в конкурсах и в праве лиц на фотографирование конкурсных проектов у нас в России не существует, а посему никто из авторов не имеет законного права протестовать против факта фотографирования. Что же касается этики этого вопроса, то таковая мной также не нарушена, так как фотографии проекта «Три венка» не использованы мной для коммерческих или каких-либо иных, нежелательных для автора, целей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...