По поводу Стретенской церкви нет единодушного протеста ученых и ревнителей старины, как по поводу Десятинной церкви, да и нет для этого оснований. Место не имеет такого жесткого охранного статуса. Нельзя обвинить инициаторов восстановления и в том, что мы не знаем достоверно, как выглядела утраченная святыня. В архивах можно найти разные изображения Стретенской церкви. Материалов много. Как мы увидим ниже – даже слишком много. Да еще в придачу к тому, что есть, кто-то пытается добавить и то, чего не было.
Например, по случаю освящения креста распространилась информация, будто бы Стретенская церковь существует еще со времен Ярослава Мудрого, наряду с Софийским и Михайловским соборами. Скажем прямо – это что-то новое. Ни в летописях, ни в отчетах археологов ничего подобного нет. До сих пор историки ограничивались предположением, что первоначальная, деревянная Стретенская церковь появилась не раньше рубежа XVII–XVIII столетий. Правда, существует устойчивое предание, что главная святыня храма – чудотворная икона Богородицы «Всех скорбящих Радости» – когда-то находилась на старинных Львовских воротах Старокиевской крепости. Поскольку сведения об этих воротах восходили еще к эпохе Ярослава, то богатая фантазия и побудила некоторых авторов переместить в ту же эпоху саму церковь Стретения. Впрочем, известный историограф Киева Николай Закревский еще полтораста лет назад подчеркнул, что нигде в документах нет данных о пребывании иконы на Львовских воротах, а уж о попытке «состарить» Сретенский храм до XI века прямо сказал: «Подобные фантазии ни к чему не ведут».
Что же мы знаем о церкви близ Львовской площади достоверного, а не фантастического? До середины позапрошлого столетия здесь стоял деревянный храм, построенный в 1750-х годах на месте «зело обветшалой, неизвестно в котором году сооруженной» небольшой церкви. Этому храму с пристроенной колокольней и деревянной оградой суждено было простоять целое столетие.
Чудотворная икона «Всех скорбящих Радости» привлекала сюда многочисленных богомольцев; о посещении церкви даже в просторечии говорили: «Побывать у Скорбящей». Иконе приписывались разные целебные свойства. А среди барышень сложилось поверье, что она помогает поиску «сердечного друга». По субботам Сретенский храм переполняли девицы на выданье. Об этом пронюхали зловредные студенты – и повадились сюда на этот же молебен в надежде завести удачный флирт. В конце концов им официально запретили являться к «Скорбящей» в субботу.
Со временем встал вопрос о расширении церкви. В 1852 году архитектор Киевской епархии Павел Спарро составил проект нового храмового строения – двухъярусного, с двумя 35-метровыми башнями. Проект послали в столицу, где его рассмотрел сам государь Николай Павлович. И вынес приговор: «Согласен, но фасад переделать, очень некрасив».
Но закладка новой церкви состоялась в октябре 1853 года, одновременно с началом Крымской войны. Поражение России затормозило строительство. В конце концов было принято вынужденное решение: урезать проект, ограничиться одним каменным ярусом, над которым водрузить деревянный купол. На это наскребли нужную сумму, и в 1861 году храм наконец освятили.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий