К 1880-м годам благосостояние улучшилось, и община решила перестроить свою церковь. Составление нового проекта поручили епархиальному архитектору Владимиру Николаеву. Красота в проекте соединялась с вместительностью. В ширину церковь была раздвинута настолько, насколько позволяли линии улиц. Спереди выросла стройная колоколенка, а основной объем храма был перекрыт внушительным византийским куполом. Строение обрело гармоничный вид.
Шли годы, и опять Сретенской церкви стало недостаточно. Расширять ее, однако, было практически некуда. Единственное, что удалось сделать в 1911–1912 годах по проекту очередного епархиального архитектора Евгения Ермакова, – это удлинить западную часть храма, подвинув колокольню метров на 7–8 вперед (и одновременно сделав ее несколько выше). При этом ступени входа в церковь уже почти вышли на проезжую часть.
В таком виде Стретенская церковь достояла до советской эпохи. А 19 июля 1923 года произошло событие, привлекшее к ней всеобщее внимание (некоторые публикации говорят о 19 июня, но это неверно). Среди верующих разнеслась молва о чудесном обновлении купола колокольни, который внезапно засиял свежей позолотой. Атеистическая власть, понятное дело, отнеслась к этому с раздражением и недоверием; всем, кто говорил о чуде, пригрозили расправой за «контру». Между прочим, до сих пор это удивительное явление не опровергнуто и не истолковано учеными. Вот только самой церкви давно уже нет. Ее снесли вместе со многими другими киевскими святынями в середине 1930-х, а чудотворная икона исчезла…
И вот теперь зашла речь о «воссоздании» Стретенского храма. И напрашивается вопрос: в каком именно виде? По первоначальному проекту Спарро, который не был реализован? В урезанном варианте 1860-х годов? По версии Николаева? Ермакова?
Но в любом случае придется учесть одно обстоятельство. Если вернуть воссоздаваемый храм на то место, где он и стоял, то около него негде будет развернуться. Слева, справа и спереди окажутся узкие тротуары, а сзади алтарная апсида почти упрется в фасад Торгово-промышленной палаты. Ясно, что община окажется в трудном положении: негде поставить дом для священника, негде проводить крестный ход… Чуть легче будет с этим, если воспользоваться вариантом 1860-х годов, – однако какой смысл воссоздавать самый убогий и стилистически чужой облик храма… Как же обходилась Стретенская община раньше? В прежние времена за алтарем оставался обширный церковный погост, уходивший метров на 30–40 вглубь квартала. Именно на его месте соорудили в 1970-е годы ТПП. Кроме того, церкви изначально принадлежал еще участок через дорогу, по Большой Житомирской, 36. Там и стоял дом священника. Теперь, понятно, никто его церкви не отдаст.
Как выкрутиться из этого положения без ущерба для церковников, для ТПП – и для исторической правды? Выход, как мне кажется, лежит на поверхности. Учитывая кардинальное изменение ситуации в районе Львовской площади, нужно просто отказаться от слова «воссоздание» и предложить киевским зодчим разработать новый проект храма, исходя из реальных условий. Пусть бы он напоминал какими-то деталями прежний облик, но не рабски копировал его. Решив эту задачу, архитекторы смогли бы показать, что достойны своих предшественников. Иначе неизбежны споры о выборе исторического варианта, а после завершения строительства – вечные проблемы с эксплуатацией…
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий