В 1913 году был одобрен и
«высочайше» утвержден проект, разработанный крупнейшим петербургским
архитектором В. Щуко. В следующем году была ликвидирована та самая «времянка»,
и невдалеке построен очередной, рассчитанный на эксплуатацию в течение
каких-нибудь трех лет деревянный барак. В то же время начались подготовительные
работы к возведению нового грандиозного комплекса. Планам этим не суждено было
сбыться, так как началась Первая мировая война, а вслед за ней пришла революция
с ее верной спутницей — разрухой.
Что было дальше, известно
всем, кто мало-мальски интересуется историей. Оказалось, что захватить вокзалы,
почты и телеграфы необходимое, но не достаточное условие. Нужно еще умело
распорядиться объектами, сохранив, по возможности касту рабочих и служащих
упомянутых предприятий, даже если последние, — саботируют. Конечно, и при царе,
железнодорожникам жилось не сладко. Позже досталось им от «гайдамаків»,
расстрелявших пленных, захваченных в бою. Как тут не вспомнить: «Мы дети тех,
кто выступал на бой с Центральной Радой, кто паровоз свой оставлял, идя на
баррикады»! Но, до остановки «в коммуне» было далековато. Советская власть в
момент первой попытки установления в 1918 году успела в Киеве расстрелять около
двух тысяч путейцев, машинистов, кондукторов и прочих «саботажников», чем
обескровила и парализовала всю железнодорожную жизнь в городе на долгие годы.
Доходило до того, что в киевской «времянке» ни за какие деньги нельзя было
раздобыть «кипятка».
Только во времена
мощнейшего социалистического строительства с его пятилетками «за три года!»
была разработана полная схема реконструкции и развития городского
железнодорожного узла. Тогда же возник вопрос о новом местоположении вокзала.
Интересные подробности
дальнейших перипетий содержатся в энциклопедическом справочнике «Киев»,
изданном в 1930 году под редакцией Эрнста. В нем сообщается, что город
предложил строить новое здание вокзала в районе пересечения Брест-Литовского
проспекта и Воздухофлотского путепровода. Улица Старовокзальная должна была
оправдать свое название, но все — таки, учитывая то, что крупнейший
железнодорожный узел с обилием путей, в том числе, подъездных, «никто не
отменял», было решено оставить станцию на прежнем месте. Вместе с тем
предполагалось, что со временем, еще один вокзал появится в районе Межигорской
и Константиновской улиц на Подоле. Воплотить этот замысел помешала Вторая
мировая война и десятилетиями многомиллионный город имел всего один вокзал с
неудобствами которого наверняка сталкивался каждый.
Весной 1927 года
Управление Юго-Западных железных дорог разработало технические условия для
будущего сооружения, тогда же был объявлен конкурс на проектирование фасада
вокзала. К участию в нем пригласили ведущих архитекторов из Харькова (тогдашней
столицы Украины) и Киева: П. Алешина, П. Андреева, А. Бекетова, А. Вербицкого,
Д. Дяченко, А. Кобелева, С. Кравца, М. Покорного, П. Ротерта. В программе
конкурса отдельным условием оговаривалось, что «основная конструкция здания…
предполагается железобетонной… Проектирование башен, доминирующих над зданием,
не допускается». Кстати говоря, этим прекращает существование легенда о том,
будто бы киевский вокзал первоначально проектировался в виде «тризуба», но
боковые башни изъяты из окончательного варианта волевым политическим решением.
Ни в одном из проектов таких боковых башен не было изначально. И дело здесь не
в политике, а в элементарном чувстве вкуса и архитектурного такта.
На первом этапе было
одобрено три проекта, авторами которых оказались харьковский конструктивист
Ротерт и киевляне Алешин с Вербицким, предложившие свой совместный вариант с
массированным применением элементов украинского барокко. Собственно — тандем
Алешин-Вербицкий оказался странным, тем более что оба маститых архитектора не
ладили друг с другом. Но велико было желание известных зодчих сказать свое
веское слово в архитектурной разработке такого весьма непростого объекта, как
киевский вокзал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий