08 февраля 2020

Сулимовские Богоугодные заведения (Часть 1)


1 ноября 1834 года, казалось навсегда вошло в историю Киева. В тот день был высочайше утвержден Устав Киевского общества помощи бедным, названного позже Киевским Благотворительным обществом. Оно призревало бедных как могло. Кормило, одевало-обувало, оплачивало стрижку и помывку в банях, иногда – лечение и обучение грамоте. Но своего помещения для призревания нуждающихся не имело. Общество сяк так существовало за счет членских взносов и пожертвований.
Итак, как видим, Общество было организовано еще при Киевском генерал-губернаторе Дмитрии Гавриловиче Бибикове и возглавлялось его супругой Софьей Сергеевной, однако долгие годы оно фактически бездействовало. Только после смерти Бибикова и назначении на его место князя Иллариона Васильчикова началось его второе рождение.
Звездный час для Общества наступил в 1852 году, когда эту благотворительную организацию возглавила супруга Киевского генерал-губернатора Иллариона Илларионовича Васильчикова – княгиня Екатерина Алексеевна. Она принялась устраивать различные благотворительные акции, средства от которых и шли на помощь бедным. Самыми популярными оказались балы и лотереи. За короткое время вырученных средств уже хватило на организацию двух домов призрения для бедных (в арендованных помещениях), а также на воспитание нескольких неимущих учеников Киевской Второй гимназии и девочек в пансионе графини Левашовой. Как сообщает историк Виталий Ковалинский, в книге «Меценаты Киева», где Сулимовке отведено достойное место, в Печерском и Подольском приютах Общества проживало 65 бедных семей. Общее количество населения Киева составляло в 1850-е годы не более 50 тысяч жителей.
Престарелые по желанию шили, вязали, чинили вещи, за что получали небольшие деньги.
В 1859 году Общество получило в дар от вдовы генерала Акима Сулимы, – Ульяны Степановны Ловцовой огромную усадьбу на Лютеранской улице.
Еще в 1833-1835 годах дом этот (вчерне) выстроил Аким Акимович Сулима – сын Черниговского генерального судьи и тайного советника, далекий родственник легендарного гетмана Ивана Сулимы. Аким Акимович был образованным человеком. Знал иностранные языки, увлекался философией, брал уроки у академика архитектуры Стасова, изучал садоводство. Он был женат на Ульяне Степановне Вишневской. Скончался наш герой в 1840 году. Вдова вышла замуж  за генерала от артиллерии Николая Ловцова. Детей у нее не было и она подарила усадьбу покойного мужа Благотворительному обществу. Здание, выстроенное по проекту самого Акима Сулимы и городского архитектора Людовика  Станзани по тем временам впечатляло замыслом. «Дом свой желаю выстроить для украшения новоустроенной улицы», заявил «в начале славных дел» Сулима. Стройка шла от нереализованного комплекса автора проекта – самого Акима Акимовича Сулимы, который считал себя «Великим Художником».  Массивные классические колонны фасада, купол, венчавший постройку, само расположение на холме, по склону которого была разбита террасная усадьба, владения которой простирались до Бессарабки, впечатляли современников размахом замысла и… недостаточностью воплощения.
Здание не было отстроенным полностью, и после смерти хозяина, пребывало в запустении. Вдова перебралась в усадьбу своего второго супруга… Киевляне считали, что дом проклят недругами вдовы, которая так спешно вышла замуж. Проводили параллель и с нехорошим местом – рядом было уничтоженное кладбище. Появились свидетели, видевшие, как по ночам в пустых окнах здания бродят белые полупрозрачные фигуры. Иногда на головы прохожих сваливались каменные глыбы, а под чердачными перекрытиями слышался дикий смех.
Как бы там не было, а 23 сентября 1859 года в присутствии императора Александра Второго здание наконец-то освятили. Под руководством Екатерины Алексеевны в Киеве открылось «Сулимовское благотворительное отделение», под крышей которого нашли приют более 20 пожилых людей, 10 малоимущих учениц Фундуклеевской гимназии и столько же бедных вдов. При Доме Сулимы Васильчикова открыла и столовую дешевых обедов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...