29 февраля 2020

Хутор на Сырце


Небольшие хутора Сеньковщина и Хмелевщина, у Старожитомирской дороги, в 1859 году по указанию царя были переданы генерал-губернатору Иллариону Васильчикову. От его фамилии и пошло название местности. Политика этого руководителя была достаточно демократичной. За десять лет своего правления (1852–1862) Илларион Васильчиков успел многое сделать для города: именно при нем закончилось строительство первого капитального Цепного моста через Днепр, открыт первый в городе памятник – князю Владимиру. По его инициативе была создана «Комиссия по переименованию улиц, площадей и переулков Киева», впервые официально закрепившая городские названия.
После смерти генерал-губернатора его жена, Катерина Васильчикова, в 1863 году передала хутор Свято-Троицкому (Ионовскому) монастырю, что на Зверинце (сейчас это территория Ботанического сада). В 1912 году здесь была возведена каменная Знаменская церковь по проекту архитектора Евгения Ермакова и устроен женский скит. В начале века здесь было очень оживленно, особенно в летнее время. Тогда здесь разворачивались армейские летние лагеря, с Лукьяновки ходил трамвай, живописные склоны Сырца привлекали дачников.
Сейчас, как и раньше, хутор обособлен: улица Дегтяревская, в старину – Старожитомирская дорога, проходит в стороне. Кстати, название улицы кажется простым лишь на первой взгляд. Первое приходящее на ум предположение, что этот топоним происходит от ремесленников-дегтярей, оказывается неверным. Владелец одного из хуторов на Сырце – Василий Дегтяренко тоже не при чем. На самом деле эта улица была названа в честь купца и мецената Михаила Дегтярева.
До того, как по центру хутора был проложен Артиллерийский переулок, адреса здесь звучали просто: «хутор Васильчики» и номер дома.
Поскольку здесь Брест-Литовское шоссе (ныне – проспект Победы) пересекала железнодорожная ветка на Лукьяновку, местность называлась Пересечением.
Со временем по рельсам пошел трамвай на Отрадный, а на месте переезда построили двухуровневую развязку.
При советской власти хутор у монастыря отобрали, обнесли земли высоким забором, и за короткое время, к 1936 году здесь вырос комплекс правительственной дачи: два жилых двухэтажных здания и столовая с конюшней. Спроектировал комплекс архитектор Сергей Григорьев, тот самый, который построил здание для Киевского военного округа на Банковой, 11, где сегодня расположен Офис Президента. Чтобы подчеркнуть роскошь, на озерах развели черных лебедей. А вот церковь не пережила соседства с правительственной дачей – ее снесли.
В «демократичные» годы оттепели забор убрали, и дача превратилась в парк имени ХХІІ съезда КПСС. В ближнем здании расположился детский кинотеатр, спортивная секция тяжелой атлетики и студия аудиовидеозаписи «Фоноцвет». В бывшей столовой обосновались художники: здесь работало до 35 человек. В дальнем здании разместилось Киевское объединение музыкальных ансамблей, проводились концерты.
Но очаг культуры заглох с приходом кризиса 90-х. Тогда затеяли капремонт, однако выделенные миллионы обесценила гиперинфляция. Успели проложить новые системы отопления, однако денег ни на продолжение ремонта, ни даже на поддержание зданий уже не было. Когда с домов сняли охрану, охотники за металлом тут же срезали новые батареи и трубы.
В середине 90-х в здании бывшей столовой был организован ресторан с конным клубом. Собственно, здесь еще остался дух старой дачи: те же конюшни, брусчатая дорога к озеру. В сарае новые владельцы нашли старые диваны и немецкое пианино. Несколько лет назад, при поддержке тогдашнего мэра Александра Омельченко, два здания дачи были переданы Федерации бокса, здесь предполагалось создать центр братьев Кличко. Однако денег на реконструкцию не выделили, да и федерация погрязла во внутренних конфликтах. С тех пор дома пошли по рукам; узнать, кто нынче хозяин зданий, достаточно сложно. На территории парка режиссер Дмитрий Фикс снимал сцены международного фильма с рабочим названием «Коктейль Молотова». По сценарию, в украинском лесу потерпел аварию самолет немецкого физика, который вел разработки ядерной бомбы. Разведки многих стран устроили настоящую охоту на ученого посреди старого леса. Так старая дача попала на зарубежные киноэкраны. В самом же парке о первоначальном предназначении зданий нет ни единой таблички.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...