23 сентября 2018

Мариинский дворец (Часть 2)


 В 1868 г. уже Александр ІІ, находясь в городе, приказал отстроить свою собственность, а заведение перевести на Подол. Капитальной отстройкой руководил архитектор К. Маевский, при участии А. Шиле. Был надстроен новый кирпичный второй этаж с сохранением форм барокко, присущих эпохе Растрелли. Говорят, что император Александр II сам распределял план верхнего этажа, а в жилых апартаментах Их Величество намечал места картин, ваз и прочих украшений. Кабинет императора замечателен своей изящной простотой; гостиная — большая красивая комната, обитая голубой материей; все в этой комнате, исключая двух круглых столов из флорентийской мозаики, сделано на наших фабриках; также и в спальне императрицы, с великолепным туалетным столом покрытым богатым русским кружевом, вся мебель отечественная. Столовая их величеств очень невелика; круглый стол, стоящий посредине, покрыт тяжелой красивой скатертью, стены увешены прелестными гравюрами и большими фотографиями, с изображениями «Демона» Лермонтова.



 8 ноября 1870 г. произошло освящение императорского дворца, в котором любил останавливаться с супругами Александр II и с 1885 г. его сын, будущий император Александр III. В нем поселяли властелинов Европы, осматривающих святыни Киева, в частности итальянскую королевскую чету Гумберта с супругой. 


 Но более всего дворец нравился вдове Александра ІІІ Марии Федоровне, всегда тепло вспоминавшего время, проведенное в нём, и при первом удобном случае покинув северную столицу, с её дворцовыми интригами, удалилась на юг, в Киев. Поводом для этого стала война. С начала 1915 г. она тут проводит два долгих года, занимаясь организацией госпиталей, санитарных поездов и санаториев, где поправляли свое здоровье тысячи раненных. Императрица-мать в любое время года очень любила гулять по дворцовому парку, который назвали Мариинским. Такое же название и получил Царский дворец, ставший с 1915 г. резиденцией Марии Федоровны. Её посещали многочисленные дети, внуки, невестка и сопровождающий её, ненавистный Григорий Распутин. Во всех дореволюционных источниках не встретишь иного упоминания как Царский дворец. Мариинским он стал с конца тридцатых годов, когда стали стесняться называть его бывший Царский. Так и появилось прижитое доныне название.

 Киевский дворец использовали по-разному: как резиденцию, как водолечебницу, как музей, как тюрьму. В январе 1918 г. здесь сидели арестованные по приказу командующего красных войск Муравьева деятели старого режима, в том числе редактор «Кіевлянина» В.В. Шульгин. От смерти его спас лидер киевских коммунистов Пятаков.

 Мария Федоровна покинула дворец, который с присущей им скромностью, заняли большевики. Это был первый ими экспроприированный дворец. Там разместился Киевский комитет РСДРП, а с 27 октября и Ревком. Он заседал в небольшой комнате с видом на парк. Туда 29 октября и ворвались юнкера, арестовав весь состав комитета, а также партийное руководство (Я. Гамарника, братьев  Л. и Г. Пятаковых и других), которое планировало захватить власть в городе. В. Затонский, на то время прилично одетый приват-доцент, смог убедить захвативших дворец, в своей непричастности. Этот момент ареста очень любили изображать советские художники.

 Самая страшное время для Царского дворца началось после 26 января 1918 г., когда там расположился штаб «красного» полковника Муравьева, командующего Восточным фронтом и его помощников Ремнева и Берзина. Воспоминания П. Стефановича: «Большинство расстрелов производилось на площади перед дворцом, где размещался штаб Муравьева, и в расположенном за ней Мариинском парке. Проверку производил даже «сам» Ремнев, который, если отдавал удостоверение личности, отправлял тем самым под арест во дворец. Если же он засовывал бумаги в карман, — арестованных отправляли в «штаб Духонина», т. е. расстреливали. По сведениям Украинского Красного Креста (1918), общее число жертв исчисляется в 5 тысяч человек, из коих большинство офицеров».

 Власть, как и назначение дворца, менялись с огромной быстротой. В марте того же года Совмин УНР предоставил дворец Министерству просвещения, которое планировало устроить тут Украинскую национальную картинную галерею. Идея, неплохая, и сегодня такое собрание украсило бы столицу Украины. Но вместо этого, при гетмане там расположили министерство внутренних дел и «державну варту», которая выбрасывает экспонаты исторического музея под дождь, ночью 22 июня. По версии Михаила Булгакова, отсюда под личиной раненого немецкого офицера вывезли гетмана П. Скоропадского.
С 1919 г. здесь Совнарком УССР. После изгнания поляков — штаб военного округа, потом техникум землеустроителей. 24 апреля 1925 во время VII съезда Советов Киевщины состоялось торжественное открытие Киевского сельскохозяйственного музея и промышленной выставки, считавшейся учреждением краевого значения. На июнь 1941 г. планировалось открытие для публики Музея Т.Г. Шевченко.


 Послевоенные повреждения в 1945 — 49 гг. исправляли по проекту академика архитектуры П.Ф. Алешина. Здание практически пустовало, но во флигеле боролись «с поджигателями войны» чиновники Украинского Комитета защиты мира. В 1980 — 82 гг. во дворце были проведены большие реставрационные работы (арх. И.А. Иваненко), когда пытались восстановить интерьеры на основе описаний и нескольких фотографий. К сожалению присущая императорской собственности роскошь отсутствует. Современные экскурсоводы особо акцентируют внимание на наиболее примечательном экспонате — лифте на второй этаж. Его соорудили в 1981 г. для генерального секретаря Л.И. Брежнева, разрушив для этого кабинет Александра II.

 Киевлянам десятилетиями говорили, что смотреть там нечего, чему они наивно верили, пока не показали интерьер дворца во время встречи М. Горбачева с Ф. Миттераном. Тогда по телевизору зрители увидели и мраморные ступени, и главный Белый зал, где происходила встреча, Малиновую и Зеленую гостиную.


 На Украине трудно представить другое, более подходящее место для Президентского дворца, чем Мариинский, резиденция, где  происходят самые торжественные встречи  Президента Украины, — от получения наград — до вручения верительных грамот. Ныне же, Мариинский, находится на реставрации, которая, судя по всему, завершится не скоро.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...