27 сентября 2018

Улица Лютеранская (Часть 2)


 Вышло так, что на Лютеранской проживала чуть ли не целая актерская труппа. Кроме той же Марии Андреевой, тут в разные годы можно было встретить юную Аллу Тарасову – будущую приму МХАТа, популярных актеров местного драматического театра «Соловцов» Евгения Неделина и Павла Скуратова, их коллегу Николая Коновалова (впоследствии известного комедийного киноактера, главного героя фильма «Антон Иванович сердится»), а также блестящих украинских артистов – Леся Курбаса и Валентину Чистякову.



 Шедевром стиля модерн стал «Дом плачущей вдовы» по ул. Лютеранской, 23 (архитектор Эдуард Брадтман, 1907). В непогоду по щекам маскарона в виде женского лица текут капли, отсюда возникло фольклорное название особняка. По легенде, его построила безутешная вдова в память о горячо любимом муже. Но на самом деле особняк был возведен для полтавского купца Сергея Аршавского. Это был довольно цивилизованный купчина: в описании его недвижимости, составленном сто лет назад, мы не находим традиционных на то время конюшен и экипажного сарая, зато встречаем гараж на два автомобиля. 


 Жителем дома по Лютеранской, 33, в свое время был граф Николай О’Рурк, происходивший из семьи ирландских аристократов, – в его жилах текла королевская кровь Стюартов. Его дочь Мария, которую близкие называли Манюня, окончила Институт благородных девиц. Выйдя замуж за сына известного украинского мецената, она стала Марией Тарновской (см. статью из цикла «Прекрасные и коварные киевлянки» ).


 Старейшей постройкой вдоль Лютеранской остается дом №16, возводившийся тогда же, когда прокладывали улицу. Его первым владельцем был помещик и архитектор-любитель Аким Сулима. Первоначально здание было эффектно оформлено в духе классицизма, имело колоннаду, фронтон, купол. Но как-то так получилось, что практически готовый дом долго стоял незаселенным; поговаривали даже, что в нем обитает нечистая сила. В конце концов, вдова и наследница Сулимы Ульяна Сулимина-Ловцова отписала эту недвижимость на благотворительные нужды. К реализации ее намерения приступила генерал-губернаторша Екатерина Васильчикова, руководившая местным Обществом помощи бедным. Она увлеченно взялась за обустройство Сулимовки, как назвали новый комплекс. Однако в 1862 году скончался ее муж, и Васильчикова в одночасье из первой леди края превратилась в частное лицо.

 Новый генерал-губернатор Николай Анненков придумал разослать по богатым адресатам письма стандартного содержания: не хотите ли, мол, помочь от своих достатков высочайше учрежденному обществу для помощи бедным? Нужно было быть совсем невежливым, чтобы не откликнуться на такой знак личного внимания со стороны руководителя региона. И богачи наперебой ответили Анненкову изъявлением всемерной поддержки и денежными перечислениями. Благодаря этим и другим пожертвованиям Сулимовка, и в дальнейшем опекаемая начальниками края и их женами, материально укрепилась, обзавелась новыми постройками, в которых находились детские приюты, богадельни, ремесленные школы. А старинный корпус расширили и устроили в его левом крыле церковь во имя Святого Александра Невского, увенчанную главкой с крестом.


 Но в советское время дореволюционный благотворительный комплекс был упразднен. А теперь старинный дом на Лютеранской, 16, тщательно отремонтирован, предоставлен под помещения «крутых» фирм, и по тем коридорам, где когда-то прогуливались нищие и обездоленные, теперь ходят бизнесмены.

 Уже упомянутый в предыдущей статье, дом по Лютеранской, 6, интересен не только своей «биографией», но и внешним видом. Его автором считается зодчий Мартин Клуг, проявлявший неисчерпаемую выдумку в оформлении своих построек. Вот и здесь видим разнообразный скульптурный декор. Любопытно разглядывать капители колонн по обе стороны парадного входа. Если всмотреться, то можно увидеть целый «живой уголок». Слева и справа ошарашенные совы отбиваются от маленьких, но задиристых щенков. Сверху растопырила лапки-крылья летучая мышь. А снизу мышь обычная ныряет от греха подальше в норку… Пожалуй, можно утверждать, что других столь же мудреных капителей в Киеве нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...