О Варваре Николовне Ханенко, основавшей вместе с мужем
Киевский музей западного и восточного искусства, мы знаем не так уже и много
достоверных фактов. Семейный архив не сохранился: исследователи и по сей день
складывают историю ее жизни по кусочкам.
Варвара Ханенко принадлежала к известному роду
Терещенко, предки которых были казаками. Дед Варвары, Артемий (1794-1877), стал
первым в роду купцом, причем очень успешным. Заработав достаточный капитал,
Артемий Терещенко вложил деньги в собственное сахарное производство.
Была у всех Терещенко одна общая черта – любовь к
живописи. Коллекция картин этой семьи впоследствии положит начало четырем
киевским музеям, а пока 22-летняя Варвара выходит замуж за Богдана Ивановича
Ханенко, который, несмотря на юридическое образование и многообещающую карьеру,
всерьез увлекся произведениями искусства.
Богдан Иванович Ханенко – потомок гетмана Правобережной
Украины (1670-1674) Михаила Ханенко, а также Николая Ханенко, генерального
хорунжего Кирилла Разумовского, который и подарил роду обширные имения на
Черниговщине. После Николы Артемьевича (отца Варвары) сахарную империю
Терещенко возглавил именно Богдан Иванович, как человек удивительных
организаторских способностей.
С первых недель свадебного путешествия по Италии,
супруги приобретают первые произведения, которые войдут в будущую коллекцию
Ханенко.
С 1881 г. Богдан и Варвара Ханенко переселяются в Киев.
К этому времени их коллекция уже не помещается в петербуржской квартире, и
супруги решают устроить будущий музей на участке, подаренном Варваре ее отцом,
по ул. Терещенковская 15. За два года были обустроены внутренние интерьеры
роскошного особняка в стиле итальянского Ренессанса, который уже изначально
задумывался как музей: держать коллекцию произведений искусства взаперти
супруги считали кощунством.
Предметом особой заботы Варвары Николовны было
пополнение коллекции Музея русскими и украинскими иконами. Их, по подсчетам
исследователей, было в коллекции около 70 (большая часть этих икон на
сегодняшний день принадлежит разным музеям Украины).
За время их совместной жизни о деятельности самой
Варвары Николовны известно совсем немного.
Получив в Глухове прекрасное домашнее образование в
традициях украинского благочестия, она стала верной супругой и соратницей во
всех делах своего мужа. И хотя коллекционирование и меценатство было их общим
делом, Варвара Ханенко всегда предпочитала оставаться в тени мужа, которого
считала необыкновенно талантливым, всегда прислушиваясь к нему в профессиональном
плане.
Мечтая о собственном музее, Богдан Иванович занимался и
организацией городского общедоступного музея, которого в то время в Киеве еще
не было.
Музеи, как собрания произведений искусства для широкой
общественности, пришли к нам из Франции. Во времена Французской революции и под
её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем.
После чего в конце ХVIII – начале XIX в. появилась своеобразная мода на музеи.
До России эта мода докатилась в 1863 г., когда Императорский Эрмитаж открыл
двери для первых посетителей.
Идея создать публичный музей в Киеве озвучивалась в
1880-х годах, но только в 1904 г., благодаря неутомимой энергии Богдана
Ивановича и его огромной проделанной работе, был открыт
Художественно-промышленный и научный музей имени Государя Императора Николая
Александровича (теперь – Национальный художественный музей Украины), собрание
которого составили подаренные музею отдельные произведения и целые коллекции
меценатов. Среди них: семья Терещенко, В. Хвойко, А. Бобринский,
В. Тарнавский. Сами Ханенко передали в дар уникальное собрание предметов
старины. Кроме того, Богдан Иванович завещал передать после своей смерти весь наличный
капитал семьи на нужды музея.
Этот музей для супругов Ханенко также имел особое
значение, в какой-то мере успел стать родным. Варвара Николовна подарила музею
икону святой Варвары, как бы призывая помощь своей небесной покровительницы и
на этот семейный проект.
Лично Варваре Николовне принадлежало поместье Оленевка
теперешнего Фастовского района, где она основала мануфактурные мастерские, куда
«по окончании общей школы девушки поступают в школу домоводства, в которой в
течение двух лет обучаются ткацкому ремеслу. По окончании курса каждая ученица
получает бесплатно ткацкий станок со всеми к нему принадлежностями…».
Кроме того, Варвара Николовна организовала Киевское
кустарное общество (скромно отказавшись при этом от должности руководителя),
которое поддерживало мастеров гончарства, ткачества и вышивки.
26 мая 1917 г. после тяжелой болезни не стало Богдана
Ивановича. Но, потеряв супруга, Варвара Николовна, находит в себе силы
исполнить его последнюю волю – передать
коллекцию Музея в дар городу. Единственным условием Богдана
Ивановича было сохранить в названии музея имена его основателей.
Политическая ситуация была нестабильной – одна власть
сменялась другой, а Варвара Николовна с удвоенной энергией готовила коллекцию к
экспозиции. Оккупационный немецкий режим предлагал ей выехать вместе с
коллекцией в Германию, но Варвара Ханенко категорически отказалась покидать
Киев.
В голодную зиму 1919 г. она укрывает в своем доме
сестру Евфросинию с детьми, кузину, слуг и их семьи. Из немногих оставшихся
денег покрывает и затраты на содержание помещения музея. И летом того же года
Музей, за порогом которого гремела гражданская война, открывает свои двери для
посетителей. Но уже к концу года один за другим эмигрируют научные сотрудники
музея, и в неотапливаемом помещении остается Варвара Ханенко, а с ней – еще
несколько человек.
7 мая 1922 г. Варвара Николовна умирает. Похоронена она
рядом с мужем на кладбище возле Выдубецкого монастыря. Есть воспоминания, что
на их могиле какое-то время стоял крест с надписью «Ханенкам от Дуняши». От
верной служанки.
Правда это или нет, сейчас неизвестно. Но уже в 1924 г.
имя Ханенко исчезает из названия музея и истории Украины «ввиду отсутствия за
Ханенко революционных заслуг».
И только спустя 75 лет Киевскому музею западного и восточного
искусства было возвращено название его основателей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий