14 сентября 2018

Прекрасные и коварные киевлянки. Варвара Ханенко


 О Варваре Николовне Ханенко, основавшей вместе с мужем Киевский музей западного и восточного искусства, мы знаем не так уже и много достоверных фактов. Семейный архив не сохранился: исследователи и по сей день складывают историю ее жизни по кусочкам.

 Варвара Ханенко принадлежала к известному роду Терещенко, предки которых были казаками. Дед Варвары, Артемий (1794-1877), стал первым в роду купцом, причем очень успешным. Заработав достаточный капитал, Артемий Терещенко вложил деньги в собственное сахарное производство.
Была у всех Терещенко одна общая черта – любовь к живописи. Коллекция картин этой семьи впоследствии положит начало четырем киевским музеям, а пока 22-летняя Варвара выходит замуж за Богдана Ивановича Ханенко, который, несмотря на юридическое образование и многообещающую карьеру, всерьез увлекся произведениями искусства.


 Богдан Иванович Ханенко – потомок гетмана Правобережной Украины (1670-1674) Михаила Ханенко, а также Николая Ханенко, генерального хорунжего Кирилла Разумовского, который и подарил роду обширные имения на Черниговщине. После Николы Артемьевича (отца Варвары) сахарную империю Терещенко возглавил именно Богдан Иванович, как человек удивительных организаторских способностей.


 С первых недель свадебного путешествия по Италии, супруги приобретают первые произведения, которые войдут в будущую коллекцию Ханенко.

 С 1881 г. Богдан и Варвара Ханенко переселяются в Киев. К этому времени их коллекция уже не помещается в петербуржской квартире, и супруги решают устроить будущий музей на участке, подаренном Варваре ее отцом, по ул. Терещенковская 15. За два года были обустроены внутренние интерьеры роскошного особняка в стиле итальянского Ренессанса, который уже изначально задумывался как музей: держать коллекцию произведений искусства взаперти супруги считали кощунством.

 Предметом особой заботы Варвары Николовны было пополнение коллекции Музея русскими и украинскими иконами. Их, по подсчетам исследователей, было в коллекции около 70 (большая часть этих икон на сегодняшний день принадлежит разным музеям Украины).

 За время их совместной жизни о деятельности самой Варвары Николовны известно совсем немного.

 Получив в Глухове прекрасное домашнее образование в традициях украинского благочестия, она стала верной супругой и соратницей во всех делах своего мужа. И хотя коллекционирование и меценатство было их общим делом, Варвара Ханенко всегда предпочитала оставаться в тени мужа, которого считала необыкновенно талантливым, всегда прислушиваясь к нему в профессиональном плане.

 Мечтая о собственном музее, Богдан Иванович занимался и организацией городского общедоступного музея, которого в то время в Киеве еще не было.


 Музеи, как собрания произведений искусства для широкой общественности, пришли к нам из Франции. Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем. После чего в конце ХVIII – начале XIX в. появилась своеобразная мода на музеи. До России эта мода докатилась в 1863 г., когда Императорский Эрмитаж открыл двери для первых посетителей.


 Идея создать публичный музей в Киеве озвучивалась в 1880-х годах, но только в 1904 г., благодаря неутомимой энергии Богдана Ивановича и его огромной проделанной работе, был открыт Художественно-промышленный и научный музей имени Государя Императора Николая Александровича (теперь – Национальный художественный музей Украины), собрание которого составили подаренные музею отдельные произведения и целые коллекции меценатов. Среди них: семья Терещенко, В. Хвойко, А. Бобринский, В. Тарнавский. Сами Ханенко передали в дар уникальное собрание предметов старины. Кроме того, Богдан Иванович завещал передать после своей смерти весь наличный капитал семьи на нужды музея.

 Этот музей для супругов Ханенко также имел особое значение, в какой-то мере успел стать родным. Варвара Николовна подарила музею икону святой Варвары, как бы призывая помощь своей небесной покровительницы и на этот семейный проект.

Лично Варваре Николовне принадлежало поместье Оленевка теперешнего Фастовского района, где она основала мануфактурные мастерские, куда «по окончании общей школы девушки поступают в школу домоводства, в которой в течение двух лет обучаются ткацкому ремеслу. По окончании курса каждая ученица получает бесплатно ткацкий станок со всеми к нему принадлежностями…».
Кроме того, Варвара Николовна организовала Киевское кустарное общество (скромно отказавшись при этом от должности руководителя), которое поддерживало мастеров гончарства, ткачества и вышивки.

 26 мая 1917 г. после тяжелой болезни не стало Богдана Ивановича. Но, потеряв супруга, Варвара Николовна, находит в себе силы исполнить его последнюю волю  – передать коллекцию  Музея в дар городу. Единственным условием Богдана Ивановича было сохранить в названии музея имена его основателей.

 Политическая ситуация была нестабильной – одна власть сменялась другой, а Варвара Николовна с удвоенной энергией готовила коллекцию к экспозиции. Оккупационный немецкий режим предлагал ей выехать вместе с коллекцией в Германию, но Варвара Ханенко категорически отказалась покидать Киев.

 В голодную зиму 1919 г. она укрывает в своем доме сестру Евфросинию с детьми, кузину, слуг и их семьи. Из немногих оставшихся денег покрывает и затраты на содержание помещения музея. И летом того же года Музей, за порогом которого гремела гражданская война, открывает свои двери для посетителей. Но уже к концу года один за другим эмигрируют научные сотрудники музея, и в неотапливаемом помещении остается Варвара Ханенко, а с ней – еще несколько человек.

 7 мая 1922 г. Варвара Николовна умирает. Похоронена она рядом с мужем на кладбище возле Выдубецкого монастыря. Есть воспоминания, что на их могиле какое-то время стоял крест с надписью «Ханенкам от Дуняши». От верной служанки.

 Правда это или нет, сейчас неизвестно. Но уже в 1924 г. имя Ханенко исчезает из названия музея и истории Украины «ввиду отсутствия за Ханенко революционных заслуг».

 И только спустя 75 лет Киевскому музею западного и восточного искусства было возвращено название его основателей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...