21 сентября 2018

Киев подземный


 Прогуливаясь улицами Киева, мы вряд ли задумываемся, что под ногами может быть целый скрытый город. Многие слышали о существовании недостроенного «сталинского метро» — двойника настоящего, и бывали в пещерах Лавры, но мало кто знает, что это только «вершина айсберга» и под Киевом есть целый неведомый подземный город. Там когда-то были проложены дороги, по которым ездили всадники на лошадях и перевозили пушки, стояли церкви, жили отшельники и промышлявшие разбоем люди. Сейчас по тоннелям гуляют только любители подземного мира — диггеры, а в остатках сталинского метро устраивают… шумные дискотеки и живут бомжи.



 О подземных тоннелях и ходах Киева в разное время было множество легенд. Еще в XIX веке гуляли слухи, что Киев связан подземными лабиринтами с Черниговом, Смоленском, Великим Новгородом и другими городами. Некоторые ветераны второй мировой утверждали, что когда они оставляли Киев, то уходили по подземным и даже подводным тоннелям за город. В 70-80 годы говорили, что под городом есть тайные бункеры на случай ядерной войны и тоннели, по которым можно выйти из правительственных зданий на левый берег Днепра. Эта теория, в отличие от остальных, существует до сих пор.


 Пещеры существовали под Киевом с незапамятных времен. Кроме святых, которые копали себе подземные скиты, чтобы уединиться и предаться молитве, в пещерах на склонах Днепра издавна жили промышляющие разбоем люди, которым надо было где-то прятаться. Историки говорят, что с этим связана и знаменитая былина о Кирилле-кожемяке и змее, который жил в Кирилловской пещере. Возможно, под змеем народная мудрость имела ввиду мошенников и другой криминалитет, который укрывался в этих «норах». Кстати, о кирилловских подземельях ходили слухи, что тут спрятаны… сокровища Мазепы. Их одно время даже искали местные «охотники за кладами». Золота не было, зато пещеры расчистили…

 История лаврских подземелий уходит во времена, когда монах Антоний пришел на Печерские холмы и решил жить здесь как отшельник. В 1013 году он приходит в Киев и поселяется в заброшенных Варяжских пещерах на территории современной Лавры, где отряд варягов когда-то, как в сейфе, прятал военную добычу. К Антонию присоединяются последователи. Разросшиеся пещерки монахов стали соединять «лаврой» (по-гречески — улицей), так и возник комплекс нынешних пещер. 

 Киевские пещеры страдали от затоплений и обвалов вследствие землетрясений. Ремонты изменяли топографию пещер. Закладывались камнем и цементом одни ходы, возникали другие. Сейчас длина Ближних пещер — 383 метра, Дальних — 293, а их глубина — от 5 до 20 метров. Говорят, много пещер было и за Лаврой, на склонах Днепра, с выходами к реке. Но из-за многочисленных строительств эти ходы нынче замурованы.


 Составить конкуренцию по возрасту лаврским подземельям могут Зверинецкие (в районе Ботсада на Печерске). Говорят, что они возникли раньше лет на 60. В лабиринтах археологи нашли человеческие скелеты, церковную утварь. Здесь откопали три улицы и вход в подземный монастырь. Он был засыпан при нападении на Киев половецкого хана в 1096 году. Сейчас Ионинский монастырь использует частично раскопанные лабиринты в качестве скита — здесь даже идут богослужения. По словам настоятеля монастыря отца Ионы, их проводят каждую субботу.
Многие церкви Киева начинались как подземные и «выходили» наружу только тогда, когда прихожан было столько, что небольшое подземное сооружение уже не могло их вместить. Такими церквями был Кирилловский монастырь, Андреевский, Михайловский, Киево-Печерский, Выдубицкий и Гнилецкий.

 Под всем Печерском тянутся тоннели и ходы, построенные столетия назад, причем с большим инженерным мастерством. Крепость, к которой относятся тоннели, начала строиться еще в XI веке, когда возвели Киево-Печерскую Лавру. Тогда же на Печерске стали возводить укрепления для защиты города. Позже их постоянно модернизировали, достраивали, по мере развития технологий и военного искусства. Сейчас тоннели тянутся от НСК «Олимпийский» до самого Днепра, есть они и под заводом «Арсенал», и под Лысой горой, и под Ботсадом. Лучше всего сохранились ходы под Институтом культуры, на улице Чигорина, и под Лысой горой.


 Многие киевляне знают, что под Днепром строили подземный железнодорожный тоннель, который в народе прозвали «сталинским метро». В 1936 году шло трудоемкое строительство Киевского укрепрайона — возводили доты, дороги, склады, командный бункер. Были заложены два тоннельных перехода под рекой: Северный (Оболонь — Выгуровщина) и Южный (Жуков остров — Осокорки). Трассы разделили на участки, обозначенные номерами. Секретность была строжайшей. Сначала ставили кессон — вертикальный цилиндр из толстого бетона.

 Один из них до сих пор стоит на Оболонской набережной, недалеко от Московского моста. Из-под него выкапывали землю, кессон оседал, а потом рабочие начинали горизонтальную проходку. Закончить работы хотели через 8 лет, но не успели. Когда началась война, строительство свернули, часть сделанного затопили, а технику засыпали землей.


 Уцелели три фрагмента Южного перехода. Один на Позняках в частном секторе. Перед входом — заводь, а в самом канале длиной около 70 метров воды по колено.

 Второй — на Жуковом острове. Его длина около километра и многие проникают туда на лодках. На потолке солевые сталактиты, а на стенах много надписей: «Осторожно, пираньи!», «Надежда умирает последней!». По пути встречаются коряги и бутылки из-под пива. От Северной же переправы остался кессон, который в народе называют «трубой» и «подводной лодкой». Сейчас ему нашли новое применение — из-за отменной акустики там любят устраивать вечеринки и концерты. К примеру, уже несколько раз проводилась «Бомж-пати» — костюмированная ночная гулянка с кострами и нарядами из картонных коробок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...