Знаменитая
киевская актриса Мария Заньковецкая (Адосовская) родилась в живописном селе
Заньки Нежинского уезда Черниговской губернии в многодетной семье дворянина
Константина Константиновича Адосовского и мещанки из Чернигова Марии Васильевны
Нефедовой.
Ее детство и юность прошли в окружении простых крестьян, бабушка пела ей украинские песни, рассказывала народные сказки, легенды. Юная Мария еще в пансионе (Заньковецкая училась в частном пансионе на Черниговщине) выступала в школьных представлениях, импровизировала пантомимы, сочиняла небольшие пьесы или монологи с пантомимическим сопровождением и с подругами исполняла их в классе и дома. Она с особенным удовольствием участвовала в разных забавах и выходках, даже рискуя вызвать недовольство родителей, которых очень любила.
По воспоминаниям, в детстве Мария однажды разыграла родного отца. К нему как к судье часто наведывалась пожилая помещица, затеявшая вечную тяжбу со своими детьми, что-то наподобие гоголевской Коробочки. Озорная Мария соорудила себе старомодный костюм, подвела брови, напудрила волосы и, надев шляпку с вуалью, появилась перед отцом, причитая знакомым голосом надоевшей старухи: «Ра-зо-ря-ют, ра-зо-ря-ют». Отец не сразу узнал дочку и, тронутый ее всхлипами, заметил: «Да, я вижу, что дети приносят вам много неприятностей, вы даже похудели за это время». И только когда Маняша весело расхохоталась, все поняли, какая это «помещица».
Но, невзирая на явный театральный талант дочери, в семье и слышать не хотели о сценической карьере Марии. Девушка продолжала участвовать в спектаклях нежинского любительского кружка. Там ее и увидел молодой офицер Хлыстов, который, наобещав поддержку и помощь в театральной карьере, добился руки юной красавицы. В 17 лет Мария стала женой артиллерийского офицера и отправилась за ним к месту службы в Бессарабию, в крепость Бендеры. Там и произошла знаменательная для Марии встреча с офицером Николаем Тобилевичем, которого мир узнал позже как величайшего украинского актера Николая Садовского.
В Бенедерах же произошло еще одно знаменательное событие в жизни Марии. Ее супруг Хлыстов, обещавший поддерживать порывы юной жены к образованию и сцене, теперь безапелляционно заявил, что назначение женщины — быть хорошей женой, матерью. Однажды после особенно удачного спектакля Мария Константиновна пригласила актеров-любителей к себе на чай. Все были в восторге от искрометного таланта молодой женщины, убеждали, что настоящее ее призвание — сцена. Гости пытались уговорить Хлыстова отпустить жену на серьезную учебу. Тот, не желая портить отношения с таким количеством людей, согласился, но сделал замысловатое предостережение: сказал, что пойдет на это при условии, что его жена будет выступать не на русской, а на украинской сцене, если такая когда-то появится. Учитывая, что в те времена украинская сцена была под запретом, он не очень рисковал, отпуская туда супругу.
Но гости обрадовались и такому решению и заставили его дать расписку – законную, с сургучной печатью. Через некоторое время мужа Марии перевели служить в Свеаборг, и она начала ездить в Гельсингфорс и брать уроки пения у профессора Гржимали в местном отделении Петербургской консерватории. К сожалению, после перенесенного дифтерита тембр ее сильного меццо-сопрано значительно изменился, и спасением оставалась драматическая сцена.
27 октября 1882 года в городском театре Елисаветграда (нынче Кропивницкий) под руководством М. Кропивницкого начался творческий путь выдающейся украинской актрисы Марии Заньковецкой (псевдоним она взяла по названию села, где родилась). Впервые на профессиональной сцене она сыграла так удававшуюся ей роль Наталки в «Наталке Полтавке», с популярной профессиональной украинской труппой М. Кропивницкого побывала на гастролях во многих городах, среди которых Елисаветград, Полтава, Киев, Чернигов, Харьков, Ростов-на-Дону, Житомир, Одесса, Петербург, Москва. В ее репертуаре – свыше 30 ролей на сцене. Актриса снималась в кино: воспроизвела образ Наталки Полтавки (в 1910 году) и матери («Остап Бандура», в 1923 году).
Во время московских гастролей в 1912 году Заньковецкую на сцене увидел Константин Станиславский, потом в роли Елены видел и Лев Толстой, который был так увлечен ее игрой, что попросил подарить ему красный платок со своих плеч.
В 1893 году Петр Чайковский в Одессе выступал как дирижер в постановке оперы «Пиковая дама». После спектакля Мария Заньковецкая с группой украинских актеров подарила композитору венок из живых цветов с надписью на ленте «Смертные – бессмертному». Вскоре Петр Ильич посмотрел спектакль И. Карпенко-Карого, где роль Софии исполняла Мария Константиновна. Композитор вышел на сцену и торжественно преподнес актрисе венок, на котором были слова «М. К. Заньковецкой — бессмертной от смертного». Актриса была гармонична и в драме, и в комедии, но ярче ее талант проявлялся в драме.
Ее творчество имело большое значение для формирования национального театрального искусства, развития драматургии, создания школы сценического мастерства для дальнейших поколений украинских мастеров сцены. После революции Мария Заньковецкая активно участвовала в становлении нового украинского театра — возглавляла Народный театр в Нежине, потом вместе с Саксаганским организовала Народный театр в Киеве, на базе которого в 1922 году был создан нынешний Львовский украинский драматический театр имени М. Заньковецкой. Ей первой в Украине было присвоено звание народной артистки республики.
Ушла из жизни Мария Константиновна 4 октября 1934 года в Киеве, похоронена на Байковом кладбище.
Дом-музей Марии Заньковецкой был открыт в 1960 году в Киеве на втором этаже домика по улице Большой Васильковской, 121, где доживала свои годы известная актриса. Экспозицию музея составили документы, афиши, фотографии, сценические костюмы, лично переданные в 1923 году Марией Константиновной. Но, к сожалению, дом сгорел. И только благодаря самоотверженности музейных сотрудников удалось спасти уникальные экспонаты. Впоследствии домик снесли, но в 1982 году началась работа по воссозданию музея, а в 1989 году дом-музей Марии Заньковецкой возродился в реконструированном помещении. Его строительство велось точно в соответствии с планами сгоревшей усадьбы. В музее размещены материалы о жизни и творчестве актрисы, о ее непростых взаимоотношениях со вторым мужем, великим актером Н. Садовским, а также ее мемориальная квартира и театральная гостиная.
Ее детство и юность прошли в окружении простых крестьян, бабушка пела ей украинские песни, рассказывала народные сказки, легенды. Юная Мария еще в пансионе (Заньковецкая училась в частном пансионе на Черниговщине) выступала в школьных представлениях, импровизировала пантомимы, сочиняла небольшие пьесы или монологи с пантомимическим сопровождением и с подругами исполняла их в классе и дома. Она с особенным удовольствием участвовала в разных забавах и выходках, даже рискуя вызвать недовольство родителей, которых очень любила.
По воспоминаниям, в детстве Мария однажды разыграла родного отца. К нему как к судье часто наведывалась пожилая помещица, затеявшая вечную тяжбу со своими детьми, что-то наподобие гоголевской Коробочки. Озорная Мария соорудила себе старомодный костюм, подвела брови, напудрила волосы и, надев шляпку с вуалью, появилась перед отцом, причитая знакомым голосом надоевшей старухи: «Ра-зо-ря-ют, ра-зо-ря-ют». Отец не сразу узнал дочку и, тронутый ее всхлипами, заметил: «Да, я вижу, что дети приносят вам много неприятностей, вы даже похудели за это время». И только когда Маняша весело расхохоталась, все поняли, какая это «помещица».
Но, невзирая на явный театральный талант дочери, в семье и слышать не хотели о сценической карьере Марии. Девушка продолжала участвовать в спектаклях нежинского любительского кружка. Там ее и увидел молодой офицер Хлыстов, который, наобещав поддержку и помощь в театральной карьере, добился руки юной красавицы. В 17 лет Мария стала женой артиллерийского офицера и отправилась за ним к месту службы в Бессарабию, в крепость Бендеры. Там и произошла знаменательная для Марии встреча с офицером Николаем Тобилевичем, которого мир узнал позже как величайшего украинского актера Николая Садовского.
В Бенедерах же произошло еще одно знаменательное событие в жизни Марии. Ее супруг Хлыстов, обещавший поддерживать порывы юной жены к образованию и сцене, теперь безапелляционно заявил, что назначение женщины — быть хорошей женой, матерью. Однажды после особенно удачного спектакля Мария Константиновна пригласила актеров-любителей к себе на чай. Все были в восторге от искрометного таланта молодой женщины, убеждали, что настоящее ее призвание — сцена. Гости пытались уговорить Хлыстова отпустить жену на серьезную учебу. Тот, не желая портить отношения с таким количеством людей, согласился, но сделал замысловатое предостережение: сказал, что пойдет на это при условии, что его жена будет выступать не на русской, а на украинской сцене, если такая когда-то появится. Учитывая, что в те времена украинская сцена была под запретом, он не очень рисковал, отпуская туда супругу.
Но гости обрадовались и такому решению и заставили его дать расписку – законную, с сургучной печатью. Через некоторое время мужа Марии перевели служить в Свеаборг, и она начала ездить в Гельсингфорс и брать уроки пения у профессора Гржимали в местном отделении Петербургской консерватории. К сожалению, после перенесенного дифтерита тембр ее сильного меццо-сопрано значительно изменился, и спасением оставалась драматическая сцена.
27 октября 1882 года в городском театре Елисаветграда (нынче Кропивницкий) под руководством М. Кропивницкого начался творческий путь выдающейся украинской актрисы Марии Заньковецкой (псевдоним она взяла по названию села, где родилась). Впервые на профессиональной сцене она сыграла так удававшуюся ей роль Наталки в «Наталке Полтавке», с популярной профессиональной украинской труппой М. Кропивницкого побывала на гастролях во многих городах, среди которых Елисаветград, Полтава, Киев, Чернигов, Харьков, Ростов-на-Дону, Житомир, Одесса, Петербург, Москва. В ее репертуаре – свыше 30 ролей на сцене. Актриса снималась в кино: воспроизвела образ Наталки Полтавки (в 1910 году) и матери («Остап Бандура», в 1923 году).
Во время московских гастролей в 1912 году Заньковецкую на сцене увидел Константин Станиславский, потом в роли Елены видел и Лев Толстой, который был так увлечен ее игрой, что попросил подарить ему красный платок со своих плеч.
В 1893 году Петр Чайковский в Одессе выступал как дирижер в постановке оперы «Пиковая дама». После спектакля Мария Заньковецкая с группой украинских актеров подарила композитору венок из живых цветов с надписью на ленте «Смертные – бессмертному». Вскоре Петр Ильич посмотрел спектакль И. Карпенко-Карого, где роль Софии исполняла Мария Константиновна. Композитор вышел на сцену и торжественно преподнес актрисе венок, на котором были слова «М. К. Заньковецкой — бессмертной от смертного». Актриса была гармонична и в драме, и в комедии, но ярче ее талант проявлялся в драме.
Ее творчество имело большое значение для формирования национального театрального искусства, развития драматургии, создания школы сценического мастерства для дальнейших поколений украинских мастеров сцены. После революции Мария Заньковецкая активно участвовала в становлении нового украинского театра — возглавляла Народный театр в Нежине, потом вместе с Саксаганским организовала Народный театр в Киеве, на базе которого в 1922 году был создан нынешний Львовский украинский драматический театр имени М. Заньковецкой. Ей первой в Украине было присвоено звание народной артистки республики.
Ушла из жизни Мария Константиновна 4 октября 1934 года в Киеве, похоронена на Байковом кладбище.
Дом-музей Марии Заньковецкой был открыт в 1960 году в Киеве на втором этаже домика по улице Большой Васильковской, 121, где доживала свои годы известная актриса. Экспозицию музея составили документы, афиши, фотографии, сценические костюмы, лично переданные в 1923 году Марией Константиновной. Но, к сожалению, дом сгорел. И только благодаря самоотверженности музейных сотрудников удалось спасти уникальные экспонаты. Впоследствии домик снесли, но в 1982 году началась работа по воссозданию музея, а в 1989 году дом-музей Марии Заньковецкой возродился в реконструированном помещении. Его строительство велось точно в соответствии с планами сгоревшей усадьбы. В музее размещены материалы о жизни и творчестве актрисы, о ее непростых взаимоотношениях со вторым мужем, великим актером Н. Садовским, а также ее мемориальная квартира и театральная гостиная.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий