18 сентября 2018

Герб Киева


То, что на гербе нашего любимого города изображен Архангел Михаил (предводитель небесного воинства) наверняка знает большинство киевлян, но как же он на нем появился? Давайте разберемся. 


 В свое время довольно популярной была версия, связывавшая появление Михаила на гербе, с церковным преданием о первом митрополите Киевским. К примеру, Николай Сементовский, автор известного в XIX веке путеводителя по святым местам «матери городов русских», прямо утверждал, что будто бы митрополит Михаил «построил на юго-восточной части удела Кия, для прибывших вместе с ним греческих монахов, деревянную церковь во имя архистратига Михаила. Изображение архистратига было выставлено на малой церкви и послужило гербом для г. Киева». Однако, более распространено иное толкование, согласно которому геральдическая традиция восходит к многочисленным печатям древних киевских князей с изображением архангела Михаила. Такими печатями, прежде всего, пользовались властители, получившие при крещении имя Михаил. Самым известным из них был великий князь Святополк-Михаил Изяславович, внук Ярослава Мудрого, основатель Михайловского Златоверхого собора.


 Во времена, когда Киев пользовался Магдебургским правом на самоуправление, горожане подчинялись выборному магистрату, традиционно располагавшемуся на Подоле. Символом города считалось тогда изображение лука или самострела («куши»). Такой герб поместили и на магистратской печати. Но все же киевляне не отказывались и от покровительства архистратига Михаила. Так, известно изображение герба Киевщины 1672 года. Здесь архангел предстает в одном из привычных своих образов, с поднятым мечом и щитом. Да и на самом здании магистрата долгое время имелся медный рельеф с изображением св. Михаила, поражающего копьем нечисть (теперь это оригинальное произведение скульптуры экспонируется в Музее истории Киева).

 Во времена царствования Екатерины II, основа киевского герба окончательно определилась в пользу архангела Михаила с мечом и щитом, в одеянии воина и в плаще. Такой рисунок был официально утвержден в 1782 году, в предвидении последовавшей вскоре Жалованной грамоты российским городам (1785), где было предписано всякому городу «иметь герб, утвержденный рукою Императорского Величества, и оный герб употреблять во всех городских делах». В последующие десятилетия геральдический знак «матери городов русских» практически не менялся, хотя в разных начертаниях встречались и различия — в рисунке щита, наклоне меча, расположении фигуры в пространстве. Было определено, что архистратиг Михаил облачен в серебряное одеяние и изображается на голубом поле. Герб с архангелом вошел во всевозможные муниципальные документы, присутствовал он и на специальном нашейном знаке городского головы. Когда мэр надевал свою цепь, это означало, что заседание городской думы началось. Когда снимал — заседание прекращалось, и никакие выкрики гласных (депутатов) уже ничего не значили… 


 Советская же власть не отличалась почтением ни к прежним символам, ни к ликам святых. С изображением архангела плохо вязался лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». В результате Киев некоторое время вообще оставался без герба. Но потом городские власти все же решили провести конкурс геральдических предложений. Его итоги подвели в 1969 году.
Первое место занял проект, который разработали два киевских автора — скульптор-художник Борис Довгань и архитектор Флориан Юрьев. Здесь главным элементом стали листья и цветок каштана, наложенные на старинный лук. Современность на новом гербе символизировали золотая звезда города-героя, серп и молот. Горожане любят свои каштаны, так что новшество не вызвало у них антипатии. До сих пор, к слову, советский герб Киева украшает собою пилон Северного моста.


 И все же в наши дни решено было восстановить более древний символ. С 1995 года на киевском гербе снова помещено изображение архистратига Михаила. Правда, как и в царские времена, полного единообразия в его трактовке нет. За сравнительно короткое время киевляне получили три версии столичного герба, разработанные соответственно художниками Георгием Куровским, Юрием Соломинским и Алексеем Руденко. Тот или другой вариант может встретиться на официальных бланках, в оформлении городских мероприятий, на скульптурных изображениях. Но, несмотря на этот «разнобой», принципиальный выбор эмблемы нашей столицы уже не вызывает сомнений. Киевляне вновь признают архангела Михаила, победителя сатанинских сил, своим небесным заступником.
Конец формы
Начало формы
Конец формы

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...