16 сентября 2018

Памятник князю Владимиру


 В своем нынешнем виде монумент на Владимирской горке настолько привычен для большинства киевлян, что мы уже не можем вообразить его иным. Однако изначально, он мог принять совсем иной облик или вообще не появиться над Днепром.


 В 1840-х годах была произведена так называемая обделка горы. Перед тем ее неупорядоченный склон постоянно угрожал сползти на Владимирский (в то время Александровский) спуск. Поэтому гору спланировали, укрепили и устроили промежуточную террасу.

 Правда, по первоначальному замыслу на этой террасе должен был появиться не монумент, а всего лишь небольшая беседка. Но уже в 1843 году известный русский скульптор Василий Демут-Малиновский подготовил “Проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы, над самым тем местом, где совершилось крещение русского народа – памятника Cвятому Равноапостольному Князю Владимиру”.



 Постаментом ему должна была послужить часовня-пещера с надписью над входом: “Внидите и помолитеся”. Однако вскоре появилось другое предложение – та же фигура князя, но на высоком пьедестале, подобном нынешнему. Царь Николай I, рассматривая варианты, выбрал именно этот.
Замысел нового монумента встретил в Киеве неожиданную и весьма авторитетную оппозицию. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) считал противоестественным сооружение памятника-“идола” в честь того самого князя, который прославился ниспровержением языческих кумиров. С его точки зрения, куда разумнее было бы соорудить новый храм во имя Святого Владимира.



 Мнение мудрого митрополита много значило для киевлян, поэтому инициаторам пришлось искать компромиссный выход. Сперва рассмотрели было вариант устройства подземной часовни-пещеры под пьедесталом, непосредственно в склоне горы. Но такое сооружение потребовало бы огромных расходов. В конце концов, митрополита ублаготворили по-иному. В апреле 1853 года столичные власти утвердили присланный высокопреосвященным Филаретом проект Владимирского собора, а уже 28 сентября (10 октября) того же года состоялось торжественное открытие памятника.
Для успешного создания монумента немало потрудился видный скульптор барон Петр Клодт. Именно ему довелось принять на себя ответственность за его художественное решение после смерти Демут-Малиновского. Первоначальный проект бронзовой фигуры князя с крестом был в 1849 году изменен и высочайше удобрен. Он принял уже почти нынешний вид, только Владимир держал в руке православный восьмиконечный крест .

Тот же Клодт выполнил модели для скульптурного оформления постамента. Сам восьмигранный пьедестал высотой 16 метров был сооружен из кирпича и облицован чугуном. На пьедестале встречаются различные рельефные изображения: композиция “Крещение Руси”, покровитель Киева – Архистратиг Михаил, звезда и крест российского ордена Святого Владимира. Если присмотреться, видно, что буквы “СРКВ” – Святой Равноапостольный Князь Владимир – в середке орденской звезды перевернуты: чего-то, видать, недоучли литейщики с Лугненского завода Калужского уезда.

 У подножия фигуры изображены оружие, символы плодородия, факел просвещения. В наше время ходят слухи, будто бы здесь просочилась масонская символика. На это можно ответить только одно: весь проект оформления до мельчайших деталей рассматривал и утверждал лично Николай I. Не поздоровилось бы чиновнику, который осмелился бы подсунуть государю крамольные символы!
К началу прошлого столетия сюда в хорошую погоду стекались толпы гуляющих. Были проложены удобные дорожки, высажены деревья и кустарники, установлены скамейки, беседки, устроен фонтан, даже сооружен чайный павильон.



 Но центральным сооружением по-прежнему оставался памятник. Городские власти то и дело норовили благоустроить его на свой вкус. Чугунный постамент одно время покрывался светлой краской, и только скульптурные детали оставались неокрашенными.

 Более удачной оказалась идея осветить крест Святителя Руси. Первоначально для этого использовались газовые рожки, но в 1895 году на средства мецената Семена Могилевцева сделали электрическое освещение из нескольких десятков лампочек. Напряжение бесплатно подавалось от трамвайной электросети.

 В ночной тьме этот свет был виден издалека, и писателю Михаилу Булгакову навсегда запомнилось, как “лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке”.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...