Правом избирать и быть
избранным в дореволюционную городскую думу пользовалась совсем небольшая часть
горожан – лица мужского пола, владеющие домами, землей или
торгово-промышленными предприятиями. Лишь один из ста киевлян удовлетворял
этому цензу, а к избирательным урнам являлось и того меньше. Поэтому буквально
каждый голос имел значение для результатов выборов. И нередко успех доставался
тем из кандидатов в гласные (депутаты думы), кто находил наиболее верный ключик
к сердцам электората. Так, в 1906-м, накануне очередных выборов,
фельетонист Гарольд (Исаак Левинский) писал о владельце фабрики колбасных
изделий Михаиле Аристархове: «Во время предвыборной кампании пускает, конечно,
в ход весь свой «гастрономический арсенал»: повелевая окороками и колбасами,
стремится при помощи их повелевать умами и душами избирателей».
Благодаря такой
специфической тактике Михаил Дмитриевич состоял членом городской скотобойной
комиссии и держал руку на пульсе своей отрасли. Но этого гласному показалось
мало. В 1898 году архитектор Андрей Краусс построил для Аристархова громадный
доходный дом, выходящий сразу на три улицы – Бассейную, Мало-Васильковскую
(Шота Руставели) и Эспланадную. Купец-колбасник придумал для него
разнообразнейшие функции. Со стороны Бассейной и Мало-Васильковской тут были
многочисленные магазины и жилые квартиры, со стороны Эспланадной в подвале размещалось
колбасное предприятие, на первом этаже – хозяйская лавка, а остальные помещения
у Аристархова арендовал город (естественно, на выгодных для владельца условиях)
под казармы 166-го пехотного Ровенского полка, расквартированного в Киеве.
Участком на улице
Бассейной, 6 (тогда там стоял деревянный домик с мезонином) в конце 19 века
владел потомственный мастер музыкальных инструментов, саксонский подданный
Мориц-Эрнест Глиэр. В 1881-м поверенные его жены (урожденной Юзефы Корчак)
составили прошение на имя генерал-губернатора, в котором говорилось: «…В
настоящее время муж просительницы Эрнест Глиэр стал все более и более небрежно
относиться к делу, перешел к праздной и нетрезвой жизни и наконец дошел до
состояния, дающего полное право сомневаться в его правоспособности, так как он
совершенно забросил свое ремесло, разъезжает без всякой надобности и цели по
разным городам, сильно пристрастился к спиртным напиткам, наделал долгов… одним
словом, разоряет имущество, долженствующее обеспечить судьбу 4 малолетних
детей».
Обращение к начальнику
края помогло: Юзефу Глиэр признали опекуншей над имуществом мужа. Чтобы
ликвидировать долги Морица-Эрнеста, усадьбу на Бассейной продали с публичного
торга, а купил ее варшавский гражданин Викентий Корчак – тесть незадачливого
инструментального мастера. А Рейнгольд Глиэр получил образование и стал
выдающимся композитором и педагогом, именем которого названа Киевская
консерватория. А на месте дома Глиэров теперь стоит обширный коммерческий
комплекс.
К 1930-м годам уличная
торговля посреди Бассейной была упрятана в специальные павильоны, а в 1950-е
уступила место живописному бульвару. Кстати, именно в начале этой зеленой
полосы встречал прохожих, приподнимая шляпу, знаменитый писатель Шолом-Алейхем,
однако в 2001 году бронзовый памятник был перенесен в другое место. А деревья и
скамейки вообще исчезли – бульвар пришлось ликвидировать, чтобы дать место
плотным транспортным потокам…
Еще относительно недавно
на зеленом островке посреди проезжей части стоял трехэтажный кирпичный дом,
который возвел видный киевский зодчий Владимир Николаев – по заказу
сахарозаводчика-миллионера Николы Терещенко для бесплатного ночлежного приюта.
В Киеве, увы, всегда хватало людей, не имевших крыши над головой и вынужденных
укрываться по ярам да подвалам. Вместимость приюта Николы Терещенко была
довольно приличной: порядка 500–600 коек.
В советские годы ночлежку
упразднили, а в здании одно время размещался родильный дом, потом –
строительные конторы. Но летом 1996 года старинное здание в два счета снесли.
Причиной тому была модернизация разворота трамвая 27-го маршрута, который
решили организовать прямо на месте дома. Через год здесь уже бегали вагоны по
рельсам. А еще через год городские власти решили вообще ликвидировать маршрут
27-го…
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий