03 ноября 2018

Киевские дороги (Часть 1)


С древних времен, что не раз подтверждалось жалованными грамотами государей и государынь, “с привозных хлебных и съестных припасов” жители Киево-Подола имели право “брать дань”. Вырученные деньги использовались для решения многих насущных проблем, в том числе расходовались на содержание дорог. “Со средств этих, которыми оной магистрат представляет, строит нижний город Киев, называемый Подол палисадник, караульни и мосты, содержит почту, ставит подводы и другие расходы чинит”, — отмечалось в сообщении Киевской губернской канцелярии, направленном в Санкт-Петербург. Кроме того, часть ежегодной выручки Подол передавал на нужды Киево-Софийского кафедрального монастыря. Высочайшим указом от 15 июля 1754 года в городе Киеве, в связи с утверждением единых таможенных правил, были отменены денежные сборы, которые производил магистрат “с привозных съестных припасов, за весы, меры, бойни, за места и за мосты”. Эти ежегодные сборы продолжительное время пополняли подольскую казну на 559 рублей 66 копеек. Чтобы постараться понять, какой огромной была эта сумма, следует вспомнить из истории, что великий Ломоносов жил на полкопейки в день, обучаясь в Киевской Академии в 1734 году.
Указом Сената от 17 февраля 1756 года определено было “отпускать из Киевской губернской канцелярии ежегодно Киевскому магистрату из таможенных сборов по 479 рублей 66 копеек на строение палисадника, содержания на Подоле мостовых улиц, караулен и прочее”. На первый взгляд, подолянам, основным потребителям выделяемых средств, бюджет урезали на 80 рублей. Однако это были те самые рубли, которые уходили ранее из закромов магистрата на нужды Софии Киевской. С момента вступления в силу указа Сената, эту сумму канцелярия выделяла обители самолично. 
В 1754 году, спустя всего столетие после присоединения Малороссии к Московскому государству, на украинские вольности началось широкомасштабное наступление. Ограничивалась в правах автономия, страдало казачество, и, естественно, ущемлялось мирное население, проживающее на обширной территории. Такая политика была вызвана тем, что народы, оказавшиеся в империи невольно, стремясь к свободе, сильно расшатывали ее изнутри.
В Малой России индукты и эвенты (привилегии, распространявшиеся с учетом сложившихся традиций и обстоятельств) были уничтожены одним росчерком пера императрицы. Все шло к полной ликвидации Магдебургского права в Киеве, то есть намечалось уничтожение местного городского самоуправления, что и свершилось в 1785 году, когда “Наставления о губерниях” докатились до “матери городов русских”. Правда, при императоре Павле I в 1798 году Киевский магистрат вновь получил привилегии, но в период николаевской реакции (1835 год) утратил их полностью, ибо город во всех вопросах с той поры вынужден был подчиняться законам, распространяемым на территории всех губернских центров России. По сути, Киев — колыбель христианства и древнейшую столицу русского государства — уравняли в правах и обязанностях с рядовым губернским центром… Более того, согласно “новому городовому положению”, в 1785 году в Киеве появилась городская Дума, состав которой уже назначался губернатором и утверждался затем в столице. То есть на долгие годы киевляне лишились права “вольно” избирать своих представителей.
Начиная с января 1756 года, магистрату выдавались не только деньги в сумме 476 рублей 66 копеек, но и “особая” приходно-расходная шнурованная книга “для контроля производимых из этой суммы расходов”. Кроме того, “для фактической поверки и освидетельствования разного рода строений и исправлений” командировался ежегодно особый офицер, который и представлял обстоятельный рапорт об этом свидетельствовании в губернскую канцелярию. Вот этот контроль и стал, по сути, первым формально узаконенным вмешательством губернской администрации в “экономию” города, в магистратское хозяйничанье.
С 1766 года отпускалось уже магистрату из тех же таможенных сборов по 1209 рублей 12 копеек, для получения которых и отправлялся из магистрата в губернскую канцелярию один из доверенных урядников. Сохранилось несколько расходных книг того периода. Из них можно узнать, что, например, в 1762 году “свидетельство палисада, караулов, мостов и пр. производил инженер капитан Бибиков”. Его рапорт заслуживает внимания, поскольку речь идет о состоянии городского хозяйства, которое, к слову, никогда не было образцовым. Из рапорта видно, что “Подольская улица, начинающаяся от “Крещатицких ворот”, далеко не вся вымощена, от рынку мимо Братского монастыря влево к Воскресенским воротам и от рынку ж мимо Петропавловского монастыря к Ерданской рогатке мосты ветхи, с Воскресенской улицы к Днепру по набережной Николаевской улицы мост починки требует, а по прочим улицам, кроме вышеописанных, ни по которой мостов не имеется”. Согласно рапорту Бибикова, “палисад оказался во многих местах ветхим, гнилым, из четырех караулен только одна была в совершенной исправности”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...