“Центр композиции, — рассказывал Виктор Чепелик, — намечался на перекрестке двух дорог, из которых одна вела по склону Голосеевского леса на Демеевку, а другая, перпендикулярно первой, протягивалась к дороге от Демеевки в Феофанию. Именно здесь, в центре комплекса, расположили учебный корпус лесотехнического факультета, который стал первенцем большой стройки, напротив него возводился агрохимический корпус, а за ним, вдоль новой дороги, должны были появиться корпуса земледелия и механизации сельского хозяйства”. Так указывалось на первом “Схематическом плане” 1925 года. В дальнейшем в план внесли коррективы и дополнения. Появились “профессорский корпус” и два студенческих общежития. Завершить строительство УСХА планировали к 1930 году, но в силу объективных и субъективных причин к этому времени не все было выполнено, а впоследствии уже другие архитекторы многое изменили, чем нарушили гармонию, установленную в свое время удивительной киевской природой и талантливым архитектором. Когда 8 августа 1941 года немцы заняли Голосеево, они разместили на крыше здания лесотехнического факультета тяжелую артиллерию, с помощью которой обстреливали всю южную часть города.
Строительный материал доставлялся сюда в 1925—1927 годах, то есть во время возведения корпуса, из старого города, где для этого безжалостно разрушали старинные особняки, церкви, монастырские ограды. Кроме того, при возведении первых корпусов использовали кирпич, заготовленный еще до революции для возведения самой высокой в старой России (110 метров) колокольни Ионинского монастыря на Зверинце. Тогда успели выстроить только первый ярус и начать второй. Далее помешала Первая мировая война. В Голосеево пригодился и миллион кирпичей, пожертвованных Лаврой для богоугодного дела — строительства колокольни. Применение этому кирпичу безбожная советская власть все же нашла не самое плохое.
Учебному корпусу лесотехнического факультета, о котором идет речь, благодаря таланту его создателя Дмитрия Дяченко, по словам академика Чепелика, “присущи праздничность, хорошее настроение, патетика и даже триумфальное звучание”. Говоря о творчестве этого архитектора, нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что он зачастую подходил к своим проектам гротескно, эпатировал саму народную архитектуру, с которой “списывал” свои произведения. Так было, скажем, с проектом городской управы в Ковеле, который получил первую премию на Всероссийском конкурсе. Вот как отозвался о Дяченко и его ковельском творении Чепелик: “Він надає формам будови своєрідного, але підкреслено простонародного трактування, не позбавленого доброзичливої посмішки або навіть насмішкуватої самоіронії, до якої мають надто велику схильність саме українці”.
Во всех произведениях Дяченко, которые были возведены в Голосеево, чувствуется уже твердая рука мастера. Здания, выстроенные там в 1927—1931 годах, неравноценны по архитектуре. Скажем, лесотехнический и “хлеборобский” факультеты — образцы высокой архитектуры с безукоризненно выполненными фасадами — к тому же имели весьма удачную внутреннюю планировку. В то же время при строительстве общежитий Дяченко (возможно, из-за экономии средств) отказался от массивных элементов декора, “упростил” их до минимума.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий