Главным достижением Когена на поприще тогдашнего рекламного
бизнеса стала «раскрутка» папирос как более современного, демократичного,
либерального (не стоит забывать о настроениях тогдашней русской интеллигенции)
продукта. «Понюшка табаку» изображалась как непременный атрибут быта
«старосветских» помещиков и мещан, чей образ жизни вызывал лишь улыбку у
«продвинутого» человека. Лучшая иллюстрация к этим словам — повесть Михаила
Старицкого «За двумя зайцами», где «шкворчащая папироска» Голохвастова и
«нюхательный табачок» отца Прони Прокоповны символизируют конфликт поколений,
во многом спровоцированный находчивым предпринимателем из Евпатории.
К тому же папиросы Когена были довольно дешевы, чем сразу же воспользовались самые перспективные слои покупателей — студенты, гимназисты, а также ученики народных училищ. Неудивительно, что уже к концу XIX столетия курящие профессор, адвокат и купец перестали восприниматься как нечто экстраординарное — курение стало непременным атрибутом жизни Киева и киевлян.
В 1887 году по размеру чистого дохода, определенного городской думой для уплаты
в пользу города, Коген занимал восьмое место в Киеве, опережая Бродских,
Терещенко, Зайцева, Хрякова и других известных предпринимателей. К этому
времени его фабрика стала одним из крупнейших поставщиков табачных изделий в
юго-западной части Российской империи с годовым оборотом 650 тысяч рублей
(оборот фабрики Моисея Когена достигал 400 тысяч). В производстве использовался
листовой табак, произраставший в районе Симферополя, на Ялтинском побережье, в
Сухуми, Бессарабии, в Македонии и даже в Малой Азии. К тому же папиросы Когена были довольно дешевы, чем сразу же воспользовались самые перспективные слои покупателей — студенты, гимназисты, а также ученики народных училищ. Неудивительно, что уже к концу XIX столетия курящие профессор, адвокат и купец перестали восприниматься как нечто экстраординарное — курение стало непременным атрибутом жизни Киева и киевлян.
Строжайше соблюдались технологические процессы. Весь табак, поступавший с
плантаций, выдерживался в течение года на складах при фабрике, где происходил
процесс брожения. Затем в сортировочном отделении сырье распределялось по
сортам и поступало в машины для резки и раструски. Частично табачные листья
использовались для изготовления сигар, но главным образом его перерабатывали
«на папиросы». При этом папиросные гильзы использовались тоже собственного
производства.
Зарабатывали рабочие Когена весьма неплохо. Так, сортировщики сырья работали поденно, получая от 25 до 65 копеек в день, а все остальные работали на сдельной оплате и зарабатывали в месяц от 20 до 60 рублей. Коген заботился о подготовке кадров мастеров. Еще в 1885 году он учредил в родной Евпатории ремесленное училище на 40 учеников, ассигновав на него 150 тысяч рублей.
Столько же средств от имени его жены Эстер Чефаньевны было пожертвовано школе для караимских девушек. Но главным детищем Когена по праву считается одно из самых красивых зданий Киева — караимская кенасса, возведенная знаменитым архитектором Владиславом Городецким.
Соломон Коген умер 16 ноября 1900 года. Похоронили его на караимском кладбище в
старинном районе Киева — на Зверинце. Его могила не сохранилась: все
зверинецкие кладбища — караимское, еврейское, турецкое и Братское — были
уничтожены во времена советской власти. Зарабатывали рабочие Когена весьма неплохо. Так, сортировщики сырья работали поденно, получая от 25 до 65 копеек в день, а все остальные работали на сдельной оплате и зарабатывали в месяц от 20 до 60 рублей. Коген заботился о подготовке кадров мастеров. Еще в 1885 году он учредил в родной Евпатории ремесленное училище на 40 учеников, ассигновав на него 150 тысяч рублей.
Столько же средств от имени его жены Эстер Чефаньевны было пожертвовано школе для караимских девушек. Но главным детищем Когена по праву считается одно из самых красивых зданий Киева — караимская кенасса, возведенная знаменитым архитектором Владиславом Городецким.
После смерти братьев Когенов управление фабрикой взял на себя старший сын
Моисея Когена Абрам Моисеевич, который в 1905 году преобразовал фабрику
«Соломон Коген» в акционерное общество под тем же названием. А четыре года
спустя табачное производство с Ново-Елизаветинской улицы переехало на
Бибиковский бульвар, № 72—76 (теперь это начало проспекта Победы). В 1911 году
наследники Когенов учредили Акционерное общество табачных фабрик «Соломон
Коген» и «Бр. Коген». Фабрики работали абсолютно самостоятельно, а в единую
финансовую систему объединились только ради экономии средств. Спрос на их
продукцию был настолько велик, что «папиросы Когена» продавались в 4-х
специализированных магазинах на Крещатике.
После национализации предприятия стали 4-й Государственной табачной фабрикой. Любопытно, что в рекламе 1923 года особо подчеркивалось, что «фабрика выпускает изделия качества довоенного времени». О табачных традициях в Киеве не забыли — ныне наследство Когенов принадлежит совместному украинско-немецкому предприятию «Реемтсма-Киев табачная фабрика».
После национализации предприятия стали 4-й Государственной табачной фабрикой. Любопытно, что в рекламе 1923 года особо подчеркивалось, что «фабрика выпускает изделия качества довоенного времени». О табачных традициях в Киеве не забыли — ныне наследство Когенов принадлежит совместному украинско-немецкому предприятию «Реемтсма-Киев табачная фабрика».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий