04 ноября 2018

Киевские дороги (Часть 2)



Что это за “рогатка” такая? Существовало два вида “рогаток”: городские (здесь проверяли документы) и винно-откупные (здесь следили за тем, чтобы в город не проносилась контрабандная водка). В Киеве было около двух десятков рогаток. Что они представляли в архитектурном и инженерном плане? “Рогатки состояли из двух четырехугольных столбов пятисаженной высоты, с квадратным в сажень основанием, и помещались по обе стороны пути, на окраинах дорожного полотна. На высоте приблизительно двух саженей столбы соединялись друг с другом толстым железным прутом, несколько изогнутым, с квадратным гнездом в середине изгиба, для помещения, как надо полагать, фонаря, хотя сего последнего здесь никогда не бывало. При постепенном сужении столбы венчались металлическими гербами России. В середине же лицевой стороны каждого столба на полукруглой жестяной доске был изображен герб губернии и цифровой показатель количества жителей. Столбы были кирпичной постройки и выбеленные известкой, но почему-то состояли в вечной неисправности: то отпала штукатурка, то вываливались куски кирпичей, быстро линяла побелка, забрызгивались грязью столбовые постаменты, то, наконец, на стенах торчали целые комья грязи, очевидно, бросаемые туда беспризорными ребятишками… При каждой такой рогатке справа от въезда стоял казенный домик (караульня) для помещения путейных стражников. Был он с четырьмя колоннами на фасаде, с двумя окнами и дверью” (Николай Никифоровский). Как вы уже, наверное, поняли - “рогатки” были своеобразными въездными воротами города. Их также следовало сохранять в опрятном состоянии, и за этим в Киеве, в частности на Подоле, также обязан был следить магистрат. Раз в году он приводил Иорданскую рогатку в порядок, но природа, а также люди, ненавидевшие “рогатки” и “рогатых” (то есть бесцеремонных стражей), быстро приводили эти кордоны в безобразный вид. Рогатки исчезли где-то во второй половине XIX столетия. Их заменили шлагбаумы. 


Из ведомости, представленной в мае 1781 года секундант-майором Андреем Токаревым “об осмотре им улиц, караулен и палисадников с показанием, что против прошлого 780 года починкою исправлено, и что ныне исправить следует”, видно, что в том году “главных мостовых улиц на Подоле было семь:
1) Рождественская от Крещатицкой рогатки шла через весь город до Покровской церкви, чрез извозчицкую площадь мимо Братского монастыря до Воскресенской башни, откуда продолжением ее есть Введенская улица.
2) От Рождественской церкви шла улица мимо епископского Переяславского подворья.
3) Набережная Никольская до реки Днепр.
4) Борисоглебская церковь от житнего ряду до торговых бань.
5) Спасская от гостиного двора до Днепра.
6) Идущая повз академические школы до бровара монастыря Братского.
7) Духовская от старых бурс до Днепра”.
Все перечисленные улицы отмечены в рапорте, как “в общем исправные”. Об Андреевском спуске сказано так: “дорога от Доброго Николы к Андрею Первозванному, что в старой Киев, в прошлом 780 годе между гор распространена, фашинником утверждена (то есть на откосах и вдоль насыпей укреплена связками хвороста, прутьями, камышом), песком усыпана, имеющиеся ключи заглушены, но ныне, хотя то починкою было исправлено, к лучшему же утверждению от показанного магистрата промоины и выбоины местами фашинником наслать, землю поровняв и сверху песком усыпать, да в некоторых местах для распространения дороги наплывающую землю от гор очистить, да и ключ в одном месте заглушить”.
Андреевский спуск был единственной дорогой, соединявшей верхний Киев и Подол. Только киевский губернатор Иван Фундуклей решил непростую задачу ее благоустройства. Он выделил часть личных сбережений на мощение спуска и дренаж склонов, с которых и сбегала в огромном количестве вода, создавая новые и новые “ключи”. После вмешательства Фундуклея посредине спуска был выложен наружный булыжный коллектор. По нему потоки воды устремлялись уже непосредственно в Днепр.
Изучая документы ушедшей эпохи, довольно трудно сопоставить карту Подола до пожара 1811 года с картой “послепожарного” Подола. Поэтому главными ориентирами могут служить церковные сооружения. Даже если и нет их ныне, названия улиц, на которых они находились, живы и по сей день. Сами улицы были упорядочены, проложены по “регулярному плану”, ныне местами на них даже имеется асфальт. 


Жители Подола сильно страдали оттого, что их дома были окружены холмами и своенравными реками. В магистрат, а позднее в Думу поступали жалобы о нерадивом расходовании средств. Подоляне требовали выделения денег на противооползневые работы, на прокладку водоотводных труб, “строительство запасного казенного магазейна”. Но если во времена самоуправления сами жители могли, пользуясь правом голоса, решить, сколько и на что расходовать, то после окончательной ликвидации Магдебургского права им оставалось лишь ждать милости от думских чиновников и городского головы…
Состояние дорог и коммунального хозяйства в целом и сегодня оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что современные жители города свободно избирают своих представителей в местные органы власти, порой они ошибаются, голосуя “не за тех”. Как результат — плачевное состояние некоторых проездов, обшарпанные фасады домов, которые к тому же имеют свойство разрушаться. Но это - уже совсем другая история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...