23 ноября 2018

Дмитрий Дяченко (Часть 1)

За восемнадцать лет, которые Дмитрию Дяченко отпустила судьба для активной творческой деятельности, ему удалось создать несколько самобытных и неповторимых архитектурных произведений, большинство которых находится на киевской земле. Трудно сказать, что судьба была благосклонной к зодчему, особенно если учесть, что его репрессировали. С другой стороны, родившийся в захолустном Таганроге, проведший первые годы жизни в Новочеркасске, где “выучиться на ремесленника” уже считалось благом, окончив церковно-приходскую школу и еще обучаясь в гимназии, юноша перешел в техническое училище, а затем поступил в Харьковский технологический институт — нерядовое учебное заведение того времени. Правда, уже после окончания первого курса в 1908 году Дмитрий перебрался в Петербург, где одновременно поступил в два учебных заведения — Академию художеств и Институт гражданских инженеров. В последнем он, по совету отца, остался получать образование, ибо институт готовил архитекторов для всей России и сулил не прозябание (даже при наличии способностей редко кому из художников удавалось “сделать имя”), а процветание. В то время художников было, что звезд на небе, а вот инженеров-архитекторов недоставало. Слишком велики были объемы гражданского строительства. Страна уверенно шла к расцвету, которому помешали известные события 1914—1917 годов. 
Еще находясь на студенческой скамье, Дмитрий Дяченко создал множество проектов зданий, часть из которых даже воплотили в жизнь. Наиболее известные из них — главный вход на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку в Москве и земская больница в Лубнах Полтавской губернии.
Как конкурсант Дяченко и будучи студентом, и позже представил свои проекты железнодорожного вокзала в Киеве, городской управы Ковеля, Церковно-археологического музея в Каменец-Подольском, Госпрома и здания правительства Украины в Харькове… Во всех этих проектах шлифовался стиль архитектора, который пытался создать произведения, где доминировали барокковые элементы. Наверное, хорошо, что не все замыслы зодчего воплотились в жизнь, поскольку они хотя и оригинальны, но, мягко говоря, нередко отдают “местечковостью”.
Пожалуй, главным достижением Дяченко стало проектирование и строительство корпусов Украинской сельскохозяйственной академии в Киеве. Именно Дяченко доверило правительство Советской Украины столь сложную и ответственную работу по созданию “кузни инженеров будущей перестройки села”. Творческие наработки в этом направлении присутствовали у Дяченко и ранее, поскольку он, проживая в Киеве с 1917 года, занимал должность инженера губернского земства. В 1919—1922 годах молодой специалист находился на должности главного архитектора треста “Киевсахар”, а также возглавлял техническую секцию Сельскохозяйственного научного комитета УССР. Дмитрий Михайлович написал книгу “Будови села”, создал специализированные альбомы “Проекти будинків для селян”, в которых, по словам академика архитектуры Виктора Чепелика, “виявляється щире прагнення архітектора поліпшити побутові умови в житлах і громадських будинках, знайти найефективніші конструкції, разом з тим у них постійно виявляється бажання надати архітектурі рис українського народного стилю. В одних проектах він підіймається до рівня досконалості видатних народних майстрів, в інших подає приклади стилізації “під народну” архітектуру”. Но, наиболее ярко творчество мастера проявилось именно при проектировании и строительстве комплекса УСХА, которое начиналось с корпуса лесотехнического факультета.
Всего на территории УСХА планировалось возвести двенадцать больших по объему зданий, которые концептуально создавали единый архитектурный ансамбль. Время внесло в эти планы некоторые коррективы, сам Дяченко был причастен к строительству только половины из них: корпуса лесотехнического, агрохимического и хлеборобского, или земледелия и механизации, факультетов, “профессорского корпуса” и двух массивных студенческих общежитий.




Первое, выстроенное по проекту Дяченко здание, укрывшееся в Голосеево на юге столицы, — одно из самых самобытных и оригинальных в архитектурном наследии Украины.
Корпус бывшего лесотехнического факультета (ныне — институт в системе Национального аграрного университета) Украинской сельскохозяйственной академии имеет свою непростую историю. Еще в 1923 году самобытный зодчий Дяченко получил большой заказ на создание всей проектной документации будущей УСХА. Архитектор, чьи откровенно националистические взгляды на современность и будущее архитектуры Советской Украины, возможно, таким образом был отправлен в местную ссылку. Корпуса будущей академии строились хотя и на высоком киевском плато, откуда просматривался весь Киев, однако находились, что называется, в глуши, да еще под прикрытием густого леса. 36-летний Дмитрий Михайлович Дяченко опередил своих старших товарищей, поскольку именно ему доверили один из самых больших строительных заказов первых лет советской власти, чем вызвал со стороны многих из них личную неприязнь. В дальнейшем это приведет к настоящей трагедии. А в относительно спокойном 1923 году репрессивная махина еще не была раскручена. Впоследствии он подвергался арестам, был вынужден оправдываться перед коллегами и партией “за собственные ошибки”. Особенно после того, когда в Киевском горсовете его облил грязью губернский партийный лидер, а к тому времени еще и первый секретарь обкома КП(б)У Павел Постышев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...