К переезду столицы
советской Украины тщательно готовились в обоих городах (Киеве и Харькове). В
Киеве оживилось строительство. Жилье тогда сооружали ведомства — на свободных
участках или на месте снесенных церквей. Дома так и назывались: металлистов,
пищевиков, обувщиков, полиграфистов, швейников, командиров, специалистов и тому
подобное. Строили и кооперативы, например, врачей. В отличие от бывших
прибыльных домов и в противоположность «буржуазным» стилям неоренессанс,
неоампир, модерн с пышным архитектурным и скульптурным декором фасадов новое
пролетарское жилье возводилось крайне экономно: с гладкими плоскостями стен, с
маленькими квартирами (которые сразу же становились коммунальными — по комнате
на семью), низкими потолками, деревянными перекрытиями, печным отоплением и в
примитизированных формах конструктивизма. Вот так появились первые в Киеве
однообразные «коробки», которые могли поразить воображение разве что темпами.
Ради большевистских темпов киевские кирпичные заводы стали производить новый
кирпич, который не шел ни в какое сравнение с «старорежимным», выжигаемым,
кстати, из той же самой зеленой спондиловой глины (как ни странно, но так
продолжается и по сей день). То, дескать, была устаревшая технология.
К новым условиям должны
были приспосабливаться и архитекторы, воспитанные еще в Академии искусств или в
Институте гражданских инженеров. Высокий профессионализм и огромный опыт все
еще позволяли им возводить настоящие шедевры, такие, как железнодорожный вокзал
(арх. О. Вербицкий) или жилой кооперативный дом врачей на улице Большой Житомирской,
17/2 (арх. П. Алешин).
Переехала в Киев и группа
харьковских архитекторов. Среди них выделялся 38-летний Сергей Григорьев.
Выпускник архитектурного факультета Харьковского художественного института, к
тому времени он уже имел немалый опыт строительства. Следуя требованиям
времени, использовал в декоре фасадов элементы украинского барокко. Тогда это
была не мода, а патриотизм — то, чего так не хватает нашим современным
строителям. Кстати, через весь фасад Бессарабского крытого рынка в 30-е годы
висел красный транспарант с надписью: «Да здравствует украинский советский
патриотизм!» Сегодня кое-кого просто тошнит от слова «патриотизм», не говоря уж
о «национализме»!
В Киеве первоочередными
объектами стали жилые здания Совнаркома, ГПУ, УВО (Украинский военный округ),
ВУЦИК общей вместительностью 1140 квартир. Инженерно-строительный отдел
управления делами СНК (Совнарком — теперь Кабмин) решил соорудить пять жилых
домов всего на 192 квартиры. Бригаду проектировщиков возглавил архитектор С. Григорьев.
Первым вырос дом по улице
Терещенковской, 5. Второй — на Институтской, 20/8, затем — на Институтской, 16,
Шелковичной, 10 и 21—23, далее — на Обсерваторной, 23. Все они и по сей день
отличаются рациональным планированием, эстетичностью, пропорциональностью и тем
незаметным, на первый взгляд, шармом, свидетельствующим о вкусе талантливого
зодчего. Пролетарская простота отошла в сторону. Идя в русле тогдашних
достижений европейской архитектуры, С. Григорьев очень корректно использовал
приемы классики и украинского барокко. Стоит вглядеться в сочно вылепленные
филенки, четко очерченные карнизы большого выноса, красивые пропорции оконных
отверстий и заполнений, дабы почувствовать руку настоящего архитектора.
Сегодня, когда новоявленные
киевские строители грубо и неумело, с каким-то, похоже, сатанинским
удовлетворением вторгаются в историческое окружение старого города, очень важно
отметить, как мастерски и тактично «вписывал» С. Григорьев свои произведения в
существующую ткань городской застройки. Этой исключительно интеллигентной черты
не хватает не только современным новоприбывшим «крутым» заказчикам, которые
стремятся поселиться в самом центре Киева, а еще больше — практикующим в Киеве
застройщикам (слово «архитектор» в ряде случаев просто неуместно!). Все
сооружения, возведенные С. Григорьевым в столице, органично вписались в
окружение, не выпячиваясь нахально и кричаще, но и не оставаясь незамеченными.
Как пример — большой участок на углу Институтской и Шелковичной, бывшая усадьба
сожженного польским войском в 1920 году дома генерал-губернатора. Три свободно
поставленных жилых корпуса, «приобщаясь» торцами к существующей застройке,
тыльными фасадами выходят в большой парк, классически распланированный и со
вкусом засаженный декоративными породами деревьев и кустов. На перекрестке
главных аллей сохранился бетонный фонтан с вазой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий