28 ноября 2019

Типография Стефана Кульженко (Часть 2)


Фортуна улыбнулась Кульженко одним воскресным утром, когда случайно он встретил давнего знакомого, с которым когда-то учился у Вальнера и который теперь работал гравером в одной из лучших в городе типографий И. Давиденко. И уже через несколько дней сам хозяин пригласил Стефана на собеседование, после чего взял на вакантную должность конторщика. Кульженко устраивали и оплата, и перспективы: на предприятии Давиденко было самое современное оборудование (3 печатных, 4 литографических, 2 конгревных станка, быстропечатающая машина), оно выполняло широкий ассортимент заказов.
Очень быстро Кульженко стал управляющим типографии. По мнению историков, головокружительный карьерный взлет был достигнут не только благодаря неоспоримому деловому таланту Кульженко, но и определенной протекции со стороны еще одного приятеля, родственника Давиденко. Приятели становятся компаньонами, которым в 1862 году Давиденко отдает в аренду свою типографию сроком на 10 лет с ежегодной арендной выплатой в размере 5000 рублей. Компаньоны расширяют и совершенствуют производство, взяв кредит. Покупают новое оборудование: сначала — несколько отечественных машин из Житомирщины, а в 1867-м — новое оборудование, за которым Кульженко специально ездил в Германию. Еще через три года ввели очередное новшество, установив паровую машину, купленную на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге. Предприятие росло, ассортимент продукции расширялся.
В 1873 году компаньоны перезаключили договор: Кульженко становится единоличным арендатором (компаньон, получив наследство, строит собственную типографию). В конце 1875-го Кульженко открывает небольшой магазин на Крещатике, едет за границу за товаром, на следующий год открывает фабрику конторских книг.
Дело на удивление быстро набирало обороты. Нужно было искать помещение побольше. Поскольку такого не нашлось, возникла идея построить собственную типографию. Стефан Кульженко вспоминал: «В газетах я прочитал публикацию, что на Ново-Елизаветинской улице продаются земельные участки. Дело было раннею весною. В одно из воскресений я отправился вместе с женой посмотреть, что это за участки. Ново-Елизаветинская улица тогда была еще не спланирована и даже совсем не проезжая. В той местности раньше были валы насыпные и естественные… Я приобрел у Тарновского участок в 666 кв.с. (1 сажень — 2,1 м.) по 8 рублей за кв. сажень. Началось строительство и было закончено 15 августа 1880 г. и типографию начали перевозить в новое помещение…»
Уже в 1882 году Кульженко демонстрирует свои типографские и литографические работы, монограммы, конторские книги, кожаные и футлярные изделия в Москве на Всероссийской выставке, которая дала заметный толчок развитию печатного дела в империи. В частности, в Киеве начался настоящий бум книжной иллюстрации. В целом за вторую половину ХІХ ст. число киевских типографий выросло с 6 до 25.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Парк каменных скульптур им. Шота Руставели

История парка Шота Руставели Парк Шота Руставели появился в Киеве летом 2007 года, а на его открытии присутствовали президенты Украины и Гру...