27 ноября 2019

Типография Стефана Кульженко (Часть 1)


Тихая и немноголюдная улица Пушкинская в центре Киева, пролегающая параллельно Крещатику, сто лет назад носила название Ново-Елизаветинская. Именно здесь в доме № 4 (сейчас там жилой дом) и находилась знаменитая типография Стефана Кульженко.
Один из лучших тогда печатных комплексов не только в Киеве, но и в империи состоял из типографии с двумя словолитнями, литографии, стереотипии, фототипии, гальванопластиковой мастерской, оборудованных по последнему слову техники. В наборном и машинном отделениях было проведено даже электрическое освещение. В типографии работало около двухсот рабочих — цифра заметная даже по сравнению с сегодняшними полиграфическими предприятиями.
А на Крещатике было еще одно структурное подразделение — небольшой магазин Кульженко, где тогдашние интеллектуалы, мещане, студенты могли купить новейшие книги, учебники, справочники, календари, открытки, конверты и всевозможную картонно-бумажную продукцию, напечатанную на предприятии Кульженко. Новинки обсуждали в салонах, на вечерах, ведя, вполне возможно, такие разговоры: «Были у Кульженко? Читали? Нет?!. Отстаете от времени, милейший…»
Стефан Кульженко родился в с. Барышевка на Киевщине в 1837 году. Его вполне можно назвать «новым украинцем» той поры, именно тем «чумазым», которых так не любили загнивающие дворяне из чеховских пьес, поскольку пробился он в промышленную элиту из самых низов. Классическая сцена: одиннадцатилетний сельский мальчик, замирая, переступает порог киевского книжного магазина, хозяин которого, венгр по происхождению Вальнер, владел также «продвинутой» по тем временам типолитографией.
Сам Кульженко так вспоминал этот момент в книге «Полвека у печатного станка»: «Когда я вошел в первую комнату, глаза мои невольно разбежались. Вся она представляла собой магазин картин: больших и малых, в рамках и без рам, разных размеров и красок. Ничего подобного в своей юной жизни я еще не видывал и стоял ошеломленный, не зная, что и отвечать на вопросы стоявшего передо мной какого-то господина. Это был сам Вальнер, хозяин магазина и типолитографии».
На следующий же день юноша был принят на испытание, а потом и на обучение на семь лет. Среди шестнадцати учеников Стефан оказался самым маленьким, и по возрасту, и по росту. Но быстро стал лучшим, проявив незаурядные способности и живую любознательность, благодаря чему уже на шестом году обучения стал получать оплату — семь рублей в месяц. После учебы остался работать в типографии Вальнера, овладев чуть ли не всеми видами печатных работ. Но ненадолго.
Вальнер решил диверсифицировать бизнес, купив лесопильню на Трухановом острове, что его и разорило. Стефану пришлось искать иной заработок. За шесть последующих лет он сменил несколько киевских типографий в поисках более интересной и лучше оплачиваемой работы, поскольку к тому времени уже успел жениться и содержал семью. Разумеется, всех деталей карьеры Кульженко теперь не восстановить, но первые его шаги в большой бизнес были такими.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Парк каменных скульптур им. Шота Руставели

История парка Шота Руставели Парк Шота Руставели появился в Киеве летом 2007 года, а на его открытии присутствовали президенты Украины и Гру...