Мы до сих пор не можем точно установить названия тех городов
в Прибалтике, где бывал Закревский: в одних изданиях Вейсенштейн назван Пайде,
в других — не городом, а замком в Риге, одни приписывают его к Эстляндской
губернии, другие — к Лифляндской. Примечательно одно: находясь на чужбине,
Закревский не забывал о своей родине и по крупицам собирал сведения об
исторических местностях и памятниках Киева, попутно упоминая легенды и
курьезные факты.
В книге Закревского «Описание Киева», изданной в 1868 году, можно найти сведения и о малоизвестных в наше время старинных дачных местностях и местах отдыха киевлян. Одной из дачных местностей был Сырец, «смежное с Приоркою урочище с небольшим ручьем, лежащее к западу от Киевоподола, за бывшим Кирилловским монастырем». Издавна и Приорка, и все урочище Сырец принадлежали «ловким обитателям конвента», которые разбили здесь прекрасные сады и устроили «во множестве» водяные мельницы вдоль ручья Сырца. Истоком этого ручья был родник возле села Беличи, кроме того, он получал воду из множества родников и тек по глубокому оврагу, который дугообразно ограничивал возвышенную местность, носившую в княжеские времена название Дорогожичи. Благодаря Сырцу здесь возникли пятнадцать прудов с плотинами и водяными мельницами при них. Пруды эти тянулись почти до самой Петропавловской церкви на Куреневке. Возле Оболони ручей Сырец терялся в озерах и болотах вблизи источников реки Почайны.
Наличие хороших грунтов и воды позволяло выращивать здесь и овощи, и фрукты, что вместе с доходом от эксплуатации водяных мельниц обеспечивало благосостояние жителей Сырца. В ХІХ веке киевляне обратили внимание на урочище Сырец именно как на прекрасную и экологически чистую зону отдыха, расположенную недалеко от города. Тогда же здесь появились и первые дачи. Их отличительной особенностью было обязательное наличие прекрасных садов и ягодников на участках. Недалеко находились и известные дачи Кинь-Грусть. Правда, Н. В. Закревский жаловался, что дачный отдых на Сырце и Приорке нельзя назвать комфортным из-за неналаженного транспортного сообщения и удаленности от города, немногочисленности местного населения и отсутствия сферы обслуживания дачников. Эти неудобства, по его мнению, не могли компенсировать даже прекрасная природа и роскошные плодовые сады возле дач.
Живописным местом отдыха с давних времен была и местность под названием Осокорки, которую в 1538 году король Сигизмунд І пожаловал во владение Выдубицкому монастырю. В своих записях отец Павел Троицкий сообщал, что здесь имеются богатые сенокосы и множество озер: Тысячное, Грузное, Плоское, два озера Подбурных, Синятин, два озера Гачище, Клешня и Речище Осокорское. Во владения монастыря входил и Осокорский, или Миколаев остров, расположенный напротив устья Лыбеди, с криницей Вирищей, озерами Чепавахой, Малой и Великой Татарками, Порубежем, Калитой, Кривым и Поповым озерами. Осокорками Выдубицкий монастырь владел до конца XVI века, получая большой доход от сдачи земель и озер в аренду. Общая площадь владений составляла около 20 квадратных верст (приблизительно 20 кв. км). Примечательно, что в XVI веке такие рекреационные территории не предназначались для отдыха в современном понимании этого слова. Озера использовались не для купания или катания на лодках, а исключительно для вылова рыбы, лужайки — для сенокоса.
Такое рациональное отношение к местам отдыха характерно для большинства
землевладельцев вплоть до ХІХ века. Похоже, что отдыхать на природе, ничего не
делая, тогда еще просто не научились. Примером «рационально используемой»
местности была и так называемая Неводницкая Пристань, или Неводичи, тоже
принадлежавшая Выдубицкому монастырю. Эта местность находилась между Печерской
и Выдубицкой горами, верхней частью Зверинца и Днепром. Живописная долина с
Выдубицким холмом и озером в верхней ее части протянулась с юго-запада на
северо-восток. Ручей Неводичи являлся естественной границей между владениями
Киево-Печерской лавры и Выдубицкого монастыря. Эта местность изображена и на
плане Ивана Ушакова 1695 года, на котором долина названа «боярак Душегубица».
На плане видно, что в XVI-XVII веках вокруг Неводичей находились хвойные леса и
редкие «хутора на горах». Н. Закревский сообщает, что в том месте, где
оканчивается долина Неводичи, в XVI веке вдоль Днепра тянулось большое озеро, в
котором монахи ловили отличную рыбу. В XVII веке озеро постепенно слилось с руслом
Днепра, поэтому на плане 1695 года его уже нет. Тогда же, в конце XVII века, на
Зверинце, в верхней части долины Неводичи, находилось озеро, почему-то
названное Проклятым.В книге Закревского «Описание Киева», изданной в 1868 году, можно найти сведения и о малоизвестных в наше время старинных дачных местностях и местах отдыха киевлян. Одной из дачных местностей был Сырец, «смежное с Приоркою урочище с небольшим ручьем, лежащее к западу от Киевоподола, за бывшим Кирилловским монастырем». Издавна и Приорка, и все урочище Сырец принадлежали «ловким обитателям конвента», которые разбили здесь прекрасные сады и устроили «во множестве» водяные мельницы вдоль ручья Сырца. Истоком этого ручья был родник возле села Беличи, кроме того, он получал воду из множества родников и тек по глубокому оврагу, который дугообразно ограничивал возвышенную местность, носившую в княжеские времена название Дорогожичи. Благодаря Сырцу здесь возникли пятнадцать прудов с плотинами и водяными мельницами при них. Пруды эти тянулись почти до самой Петропавловской церкви на Куреневке. Возле Оболони ручей Сырец терялся в озерах и болотах вблизи источников реки Почайны.
Наличие хороших грунтов и воды позволяло выращивать здесь и овощи, и фрукты, что вместе с доходом от эксплуатации водяных мельниц обеспечивало благосостояние жителей Сырца. В ХІХ веке киевляне обратили внимание на урочище Сырец именно как на прекрасную и экологически чистую зону отдыха, расположенную недалеко от города. Тогда же здесь появились и первые дачи. Их отличительной особенностью было обязательное наличие прекрасных садов и ягодников на участках. Недалеко находились и известные дачи Кинь-Грусть. Правда, Н. В. Закревский жаловался, что дачный отдых на Сырце и Приорке нельзя назвать комфортным из-за неналаженного транспортного сообщения и удаленности от города, немногочисленности местного населения и отсутствия сферы обслуживания дачников. Эти неудобства, по его мнению, не могли компенсировать даже прекрасная природа и роскошные плодовые сады возле дач.
Живописным местом отдыха с давних времен была и местность под названием Осокорки, которую в 1538 году король Сигизмунд І пожаловал во владение Выдубицкому монастырю. В своих записях отец Павел Троицкий сообщал, что здесь имеются богатые сенокосы и множество озер: Тысячное, Грузное, Плоское, два озера Подбурных, Синятин, два озера Гачище, Клешня и Речище Осокорское. Во владения монастыря входил и Осокорский, или Миколаев остров, расположенный напротив устья Лыбеди, с криницей Вирищей, озерами Чепавахой, Малой и Великой Татарками, Порубежем, Калитой, Кривым и Поповым озерами. Осокорками Выдубицкий монастырь владел до конца XVI века, получая большой доход от сдачи земель и озер в аренду. Общая площадь владений составляла около 20 квадратных верст (приблизительно 20 кв. км). Примечательно, что в XVI веке такие рекреационные территории не предназначались для отдыха в современном понимании этого слова. Озера использовались не для купания или катания на лодках, а исключительно для вылова рыбы, лужайки — для сенокоса.
Неводницкая Пристань и прилегающие к ней холмы составляли историческую местность
под названием Зверинец. Известно, что именно на Зверинце находился так
называемый Красный двор — загородная резиденция киевских князей. История
Зверинца связана с именами князей Юрия Долгорукого и Данилы Галицкого.
Последний был здесь проездом в 1250 году, уже после татаро-монгольского
нашествия на Киев. В княжеские времена Зверинец был местом охоты князей и
дружины на диких зверей (тогда пиры и охота были лучшим отдыхом); позже здесь
возникло небольшое поселение, принадлежавшее Выдубицкому монастырю. После
основания в 1810 году Зверинецкой крепости местные территории начали
осваиваться под застройку, и, как сообщает Н. Закревский, вместо густых лесов
вокруг озера в долине Неводичи возникло поселение. В конце ХІХ — начале ХХ века
Зверинец был сплошь застроен маленькими усадебными домиками с великолепными
садами, где можно было поселиться на лето.
Сегодня редко вспоминают о том, что большие живописные сады находились в самом сердце Киева. Один такой сад ранее принадлежал Михайловскому монастырю, а в XVII веке в записках доминиканца Петра Розвидовского он упоминается уже как сад Кучинского (Куковского). Этот сад на склонах горы близ Трехсвятительской церкви почему-то не пленил Розвидовского своей живописностью: он считал, что в сад Кучинского «ведьмы слетались». Правда, изображения «сада Михайловского монастыря» на плане 1695 года нет, на его месте И. Ушаков изобразил безлесную киевскую гору. Как сообщает Закревский, в ХІХ веке этот сад был уже городским и носил название Аптекарского — возможно, потому, что внизу, под горой, находился аптекарский магазин с каменным домом.
Н. Закревский интересовался не только тем, где жили и как отдыхали киевляне, но и тем, какими они были. К примеру, во многих его книгах можно найти упоминание о доме, или каменице Артемихи — одном из считанных каменных жилых зданий, существовавших на Подоле до пожара 1811 года. Сохранились и изображения этого двухэтажного дома с черепичной кровлей, который находился напротив Житнего Торга. И только один Закревский рассказал о том, кем же была эта Артемиха, о которой он слыхал еще в юности: очень богатой женщиной, которая любила роскошь и в те годы, когда все подоляне ютились в деревянных полутемных хибарах, выстроила красивый каменный дом в стиле раннего украинского барокко, приказав слугам устилать полы комнат в доме дорогими коврами и мягкими тюфяками. Вместе с тем Артемиха была очень черствой и деспотичной по отношению к тем, кто от нее зависел. Судьба наказала ее: в одночасье она лишилась всего, чем владела, а люди настолько ненавидели ее, что не оказали ей помощи, и она умерла бездомной, на соломе, как нищенка, в двух шагах от своего бывшего роскошного дома…
Несмотря на то, что со дня рождения Николая Закревского прошло двести лет, обнаруженные и опубликованные им сведения интересны и сегодня. Именно об этом говорили все участники посвященной 200-летнему юбилею Н. В. Закревского научной конференции, которую проводила Государственная научная архитектурно-строительная библиотека имени В. Г. Заболотного. Наверное, символично, что проходила эта конференция в тех местах, где родился и провел детство выдающийся историк…
Сегодня редко вспоминают о том, что большие живописные сады находились в самом сердце Киева. Один такой сад ранее принадлежал Михайловскому монастырю, а в XVII веке в записках доминиканца Петра Розвидовского он упоминается уже как сад Кучинского (Куковского). Этот сад на склонах горы близ Трехсвятительской церкви почему-то не пленил Розвидовского своей живописностью: он считал, что в сад Кучинского «ведьмы слетались». Правда, изображения «сада Михайловского монастыря» на плане 1695 года нет, на его месте И. Ушаков изобразил безлесную киевскую гору. Как сообщает Закревский, в ХІХ веке этот сад был уже городским и носил название Аптекарского — возможно, потому, что внизу, под горой, находился аптекарский магазин с каменным домом.
Н. Закревский интересовался не только тем, где жили и как отдыхали киевляне, но и тем, какими они были. К примеру, во многих его книгах можно найти упоминание о доме, или каменице Артемихи — одном из считанных каменных жилых зданий, существовавших на Подоле до пожара 1811 года. Сохранились и изображения этого двухэтажного дома с черепичной кровлей, который находился напротив Житнего Торга. И только один Закревский рассказал о том, кем же была эта Артемиха, о которой он слыхал еще в юности: очень богатой женщиной, которая любила роскошь и в те годы, когда все подоляне ютились в деревянных полутемных хибарах, выстроила красивый каменный дом в стиле раннего украинского барокко, приказав слугам устилать полы комнат в доме дорогими коврами и мягкими тюфяками. Вместе с тем Артемиха была очень черствой и деспотичной по отношению к тем, кто от нее зависел. Судьба наказала ее: в одночасье она лишилась всего, чем владела, а люди настолько ненавидели ее, что не оказали ей помощи, и она умерла бездомной, на соломе, как нищенка, в двух шагах от своего бывшего роскошного дома…
Несмотря на то, что со дня рождения Николая Закревского прошло двести лет, обнаруженные и опубликованные им сведения интересны и сегодня. Именно об этом говорили все участники посвященной 200-летнему юбилею Н. В. Закревского научной конференции, которую проводила Государственная научная архитектурно-строительная библиотека имени В. Г. Заболотного. Наверное, символично, что проходила эта конференция в тех местах, где родился и провел детство выдающийся историк…
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий