Типография Кульженко была прогрессивным предприятием. Что только появлялось
нового в печатном деле, хозяин спешил применить у себя. Фотоиллюстрации были не
только черно-белые, но и цветные! Внедрение новшеств и активность на рынке
создали Кульженко славу опасного конкурента, который шел на нарушение
своеобразных корпоративных договоренностей между типографиями города — что кому
печатать. Кульженко печатал все. Например, профессор Университета Св. Владимира
В. Бец просил разрешения ректора напечатать свою работу «Морфология скелета»
именно у Кульженко, поскольку типография университета не могла обеспечить
должного качества, хотя и предлагала более низкие расценки. А французское
издание «Истории искусств» Байе не удовлетворило заказчиков, и именно Кульженко
занялся переизданием книги ради иллюстрирования.
Иллюстрированные издания были самой большой гордостью и самым сильным
козырем Кульженко. Они и сегодня во многом остаются образцом. Лучшее и наиболее
известное издание — «Собор Святого и Равноапостольного князя Владимира в Киеве»
1898 года, преисполненное удивительной красоты и художественного вкуса. Не
менее совершенна книга М. Захарченко «Кіевъ теперь и прежде», содержащая
подробное описание города с 105 иллюстрациями в тексте и отдельными цветными
фотоиллюстрациями на вкладках. Это издание было посвящено Александру II, а
продавалось в трех вариантах: роскошный — 10 рублей, в «английской оправе» — 6
рублей, «элементарный» — 5 рублей. Эта книга переиздается и поныне.
Типография Кульженко была одной из шести крупнейших типографий Киева,
которые в течение нескольких десятилетий производили вместе 50% всей печатной
продукции. Но благодаря иллюстрированным изданиям типография Кульженко
составляла конкуренцию лучшим издательствам Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы.
Кульженко хорошо понимал необходимость социальной защиты рабочих. Острейшей
бедой на предприятии были травмы, оставлявшие рабочих калеками. Достигнув
определенной финансовой стабильности, Кульженко немало средств выделял на разрешение
социальных проблем. Именно при его активном участии было создано «Общество
вспоможенія рабочіх печатнаго дела», и долгое время сам Кульженко возглавлял
это общество. За Приоркой, на дальней околице Киева со странным названием
«Кинь-Грусть», Стефан Кульженко купил несколько дачных участков и построил дома
для рабочих своей типографии. А летом и сам любил здесь отдыхать. Эту местность
и сегодня называют дачами Кульженко.
Стефан Кульженко знал толк не только в печати. Он страстно любил пение. И в
типографии организовал хор, который чуть позже стал настоящей школой прекрасных
певцов и дирижеров (например, Я. Калишевский, дирижер хора Софийского собора в
1883—1920 годах, три года управлял хором типографии). Кульженко сам пел в этом
хоре. Кроме того, долгое время он был действительным членом Киевского русского
драматического общества, многократно его видели в российской драме, в хоровых и
квартетных концертах. Почитателями искусств были и потомки Кульженко, у
которого было четыре сына: Василий продолжил дело отца после его смерти (1906),
Сергей был заведующим магазина отца на Крещатике, Алексей работал врачом в
больнице Покровского монастыря, Михаил — юрисконсульт. Старший сын Василий,
который заведовал фототипией до унаследования типографии, увлекался
фотографией. А его жена Полина Аркадьевна работала в киевском Музее
западноевропейского искусства. Во время фашистской оккупации ее заставили
сопровождать в Германию коллекцию музея, вывезенную захватчиками. После войны
Полина Кульженко была репрессирована.
Общее количество изданий типографии Кульженко — более 1000, сохранившиеся
поражают эстетикой, совершенным художественным вкусом. По инициативе и при
личном участии Стефана Кульженко вышли книги, которые сразу стали популярны:
«Кіевъ теперь и прежде», «Альбом художника Саврасова», «Выставка 1896 года»,
альбомы видов Киева, Одессы, Житомира, Парижа. Самые известные издания
Кульженко на украинском языке: «Казки Андерсена» с предисловием и иллюстрациями
известного украинского художника Мурашко, произведения Т. Шевченко (издания
разных лет). В типографии Кульженко издавались газеты «Заря», «Киевское слово»,
«Киевская газета» и другие, а также различные журналы. В 1918 году сыну
издателя Василию Кульженко было доверено печатать первые знаки Государственной
казны УНР — карбованцы. Также здесь печатали почтовые марки Гетманского
государства и УНР средним тиражом 0,85—1,0 млн каждая марка. После захвата
Украины большевиками типография В. Кульженко была национализирована.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий